Вокзал моей мечты
Рядом с нами находятся уникальные сооружения с непростой судьбой
Вокзал как некое здание, построенное для ожидающих поезда дачников... Нет, это скучно, пресно и как-то уж очень по-современному. В старину вокзалы в окрестностях Петербурга являли собой шедевры архитектурной мысли и выполняли роль культурно-досуговых центров. Что с ними сталось, что с ними будет? Дабы ответить на эти вопросы, корреспонденты «Вечёрки» - где под стук колес, а где и пешком по шпалам - совершили путешествие от Петродворца до Сестрорецка - через Пушкин.
Царские развалины и пушкинское великолепие
Началось все, как известно, в 1837 году - с Царскосельской железной дороги. Пыхтящие поезда везли отдыхающих до Царского Села (ныне - город Пушкин) и дальше - до Павловска. А царский поезд, в котором путешествовали венценосные особы, сворачивал с основной ветки и подходил к Царскому вокзалу, построенному неподалеку от Александровского дворца. Вокзал Царского Села отличался спокойствием и тишиной. В концертном зале вокзала Павловска - было и такое! - считали за честь выступить самые лучшие петербургские оркестры - люди специально ездили на вокзал, чтобы послушать любимые произведения. Что касается Царского вокзала, им просто любовались издалека - небольшой павильон походил на нарядную шкатулку, увенчанную гербами с величественными орлами...
Царский вокзал ныне больше похож на полуразвалившийся колхозный коровник и используется окрестным населением в качестве помойки. Гербы обветшали. Башня сгнила. Кирпичная кладка главного входа выбита. На все это безобразие с грустью взирают лики чудом сохранившихся фресок. И никакой железной дороги здесь давно нет, на ее месте стоят дома. Но через три года, к 300-летию Царского Села, по словам главы Пушкинского района Вячеслава Коржова, Царский вокзал восстановят. В помещении откроют сувенирные киоски для туристов, а возле бывшей вокзальной площади откроется стоянка для туристических автобусов. Прикупив сувениров, путешественники сядут на специальный мини-поезд, который под пыхтение паровоза повезет их в Александровский парк - по вновь проложенной дороге! Смелый проект взялся реализовать Игорь Гаврюшкин - устроитель городских карнавалов.
В отличие от Царского Пушкинский городской вокзал порадовал нас великолепием: деревянные двери, каменная кладка, лепнина. И даже - барельефы великих людей, бывавших здесь: Державина, Карамзина, Чаадаева... Это - действительно визитная карточка города. Уникальный вокзал Павловска также практически готов к юбилейным торжествам. По слухам, здесь хотят возобновить традицию проведения вокзальных концертов - для дачников, в великом множестве осваивающих окрестности.
Шикарные фасады и холод внутри
Обрадованные пушкинским возрождением, отправились мы в Новый Петергоф. Вокзалы на Петергофском направлении, отметившем в минувшем году полуторавековой юбилей, проектировал не кто-нибудь, а великий Николай Бенуа. Классическая готика - с островерхими башенками и шпилями. Вокзал Стрельны служил местом тусовки для дачной молодежи, был неким загородным филиалом Невского проспекта. А вокзал Петергофа славился рестораном, в который специально приезжали из Петербурга, дабы вкусить сладостей. И концертный зал там был. И - царский флигель для ожидающих поезд венценосных особ.
Фасад Петергофского вокзала восстановлен полностью - в оригинальных цветах. Балкон, на котором отдыхали государи императоры, отстроен заново, с него исчезла вывеска магазина бытовой химии. И пчелки на родовом гербе барона Штиглица, финансировавшего строительство дороги, радостно расправили крылышки. А внутри вокзала по-прежнему холодно и неуютно. Вместо ресторана - крохотный буфет. Желание одно: купить в кассе, украшенной резным деревом, билет и побыстрее уехать.
Такая же история в Стрельне. Вокзал - игрушка: если смотреть издалека, так и хочется открыть двери и заглянуть, что там интересного внутри? А из «интересного» - лишь выкрашенные скучной масляной краской стены и отсутствие хоть какого-то намека на жизнь. Как поведал глава Петродворцового района Валентин Шевченко, с внутренней отделкой и обустройством вокзалов - проблема. Железная дорога ищет инвесторов, которые смогли бы вложить средства и вернуть вокзалам их прежний статус культурно-досуговых центров. Но когда это случится, даже сам господин Шевченко не знает.
Фантастические изразцы и мазня недорослей
Железнодорожная ветка, идущая в северном направлении от Петербурга до Сестрорецка, испокон веку именовалась дачной - на Суздальские озера, на берег Финского залива и реки Сестры ездили именно по ней. Царских павильонов здесь не строили, так как государевы резиденции располагались на юге, но это не означает, что вокзалы «лепили», словно рабочие времянки. Небольшие вокзалы отстроили в едином, готическом стиле - с навесами над платформами, «угловыми» часами. А какие там деревянные резные потолки! Какие там печи! Достойны Эрмитажа - и это не преувеличение. Возле тех печей, как полагают исследователи, грелись Александр Блок, любивший наведаться к господам Шуваловым, и адмирал Макаров, владевший дачей под нынешним Сестрорецком, и много кто еще из выдающихся личностей...
Станция Шувалово. Четыре печки-голландки удивляют тонкой отделкой. Топки намертво закрыты - вместо печей работают батареи, возле которых мирно спит бомж. Неуютно, мрачно.
Станция Парголово. Готика снаружи, две чудные шатровые печи внутри. В книгах сказано, что такая печь стоила в начале прошлого века 250 - 300 рублей золотом, по тем временам деньги громадные! Но кто из недорослей знает о том, что в зале - шедевры? Изразцы расписаны маркерами на все лады. Точно такая же история и на станции Левашово.
На вокзале Сестрорецка обнаружилась кипенно-белая печка-голландка с кружевным верхом, напоминающим кокошник. Естественно, не работает. Как и все остальные печки на северном направлении. Холодно, особенно при нынешней мартовской погоде...
Здания вокзалов - в надлежащем состоянии, ими можно любоваться, как самыми настоящими образцами промышленной архитектуры. А вот внутри - та же самая история, что и на Петродворцовом направлении. Никаких крупных инвестпроектов, как в Пушкинском районе, по нашим сведениям, здесь не планируется. Так, может, хотя бы таблички установить, пояснить Иванам, родства не помнящим, что внутреннее содержание вокзалов - уникально само по себе! Может, кого-то из варваров это остановит.
А вообще пора бы подумать о возможности включения пригородных вокзалов Санкт-Петербурга (если не всех, то - некоторых) в создаваемую КГИОП Красную книгу со всеми вытекающими из этого последствиями...
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Фото автора и Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов