Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Если бы деревья умели говорить

Ночью пронесся над землей ураган. Прошел широкой полосой, разбросав на сотни метров поломанные ветви деревьев, вырвав с корнями кустарники и сбив в кучи на своем пути целые стволы. Были крепкие, мощные сосны да березы — и нет их. Превратились в дрова без всякого участия человека.

Одна примечательная ива, высоченная и небывало раскидистая, о десяти стволах, склонившихся вершинами до земли, лишилась сразу всех. Основание стволов у ив - самое уязвимое место. Тяжелые ветви изгибают стволы, и они нередко обламываются при самой тихой погоде. А тут такой ветрюга. Не выдержало чудо-дерево и разрушилось в считанные минуты. Засыпало землю на сотни метров вокруг серебристой листвой - прощай, красавица...

Впрочем, ива - дерево-молодец. Пройдет совсем немного времени, и над ее бренными останками потянутся вверх вполне жизнеспособные прутики - будущие новые могучие деревья.

Но трудно предсказать судьбу других деревьев. Тот же ураган чуть не завалил красавицу березу, стройную и изящную. Спасла ее высоковольтная линия электропередачи. Выросшее на «технической просеке» дерево ветром, видимо, пригнуло до самой земли, а когда вершина стала распрямляться, то береза почти всей своей кроной оказалась зажатой между железными переплетениями опоры ЛЭП. Все кусты вокруг снесло, а корни белоствольной всеобщей любимицы выдержали ураган. Дальше расти - хоть и в скрюченном состоянии, но все же чудом спасшемуся - дереву скорее всего не дадут, спилят, но если бы все это случилось в неприступной глуши, как бы «выкручивалась» наша береза из сложной ситуации? Насколько помешала бы ей нечаянная преграда? Какие формы принял бы ее ствол? Стал бы он, к примеру, извиваться змеей среди железяк?

...Есть у нас в области песчаный карьер. Старый, давно отработанный. Уже и внизу все зарастает кустарником, и по склонам кустарник взбирается все выше и выше. Лишь наверху упорно берегут свое законное место деревья, не пуская пришельцев. А среди них особо выделяются березы с необычно тонкими и высокими стволами. В ветер они так раскачиваются, что кажется, вот-вот развалятся на куски.

И однажды на такое деревохлыст рухнула старая-престарая ель. Прижала березу к земле, да так, что у той вершина нагнулась до самого низа крутого обрыва. Прошло несколько лет. Погибшая ель потихоньку была распилена и пошла на дрова. А береза отнюдь не выправилась, а продолжала расти вопреки всем законам - вниз. Прошло еще какое-то время, и вокруг увечного, но вполне жизнеспособного дерева появилась березовая поросль, подраставшая из года в год. Но что удивительно: большинство из «детишек» тоже стали клониться вершинами к земле и стелиться по склонам карьера.

Что такое нарушилось в генетическом коде потомства - остается только гадать и предполагать. Искусственным путем можно, конечно, придать деревьям самые разнообразные формы, селекционеры об этом хорошо знают, - но вот, оказывается, и природа не чужда подобных опытов.

Насколько жизнеспособны эти необычные представители флоры - тоже трудно сказать. Но живут - десятки и сотни лет без видимых тягот.

Чтобы в этом убедиться - не обязательно даже выбираться за город, в естественную среду обитания представителей растительного царства. В городских парках, если приглядеться, тоже можно встретить необычные по внешнему облику деревья. С прямыми вертикальными стволами; с такими же прямыми, но вовсе не вертикальными; со стволами горизонтальными, почти лежащими на земле; со стволами, изогнутыми под разными углами или совсем дугообразными; с завитыми в спираль; с самыми невероятными утолщениями вплоть до шиповидных.

Почему? Зачем? Болезни это или уже норма? Если бы деревья умели говорить... Было бы интересно их послушать.

Эдуард АЛЕКСАНДРОВ

Фото автора

Секция походов выходного дня Санкт-Петербургского турклуба приглашает

7 октября

Пл. Красницы - р. Оредеж - пл. № 2 (15 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Витебском вокзале в пригородных кассах со стороны Введенского канала в 8.55 (электропоезд в 9.14).

11 октября

Пл. 67-й километр - оз. Тунгельман - ст. Сосново (15 км). Руководитель - Л. Пирогова, сбор на ст. Девяткино в начале состава в 9.00 (электропоезд в 9.19).
Ст. Орехово - озера - пл. Лемболово (16 км). Руководитель - А. Коренченко, сбор на ст. Девяткино в 8.20 (электропоезд в 8.37).
Пл. 77-й километр - лесные дороги - р. Орлинка - полевые дороги - Дружноселье - ст. Сиверская (23 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Витебском вокзале в пригородных кассах со стороны Введенского канала в 7.30 (электропоезд в 7.48).
Пл. Комарово - Репино - берег залива - музей «Пенаты» - пл. Солнечное (12 км). Руководитель - Э. Воробьева, сбор на Финляндском вокзале (электропоезд на Кирилловское в 9.43, 2-й вагон).
Ст. Куолемаярви - р. Величка - озера - ст. Тарасовское (22 км, на привале - костер). Руководитель - Н. Вишневская, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 8.00.
Ст. Заходское - оз. Глухое - Большая лука р. Быстрянки - озера Грачиное, Большое Красноперское - ст. Кирилловское (23 км). Руководитель - А. Ромм, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 8.10 (электропоезд в 8.30).

11 - 12 октября

«Ночной поход в полнолуние»: ст. Гаврилово - оз. Гагачье - ст. Гаврилово (20 км, на привале - костер, возвращение в СПб - утром). Руководитель - О. Хлямов, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 22.20.

12 октября

Ст. Девяткино - Кузьмолово - ст. Девяткино (21 км, привал, спортивные занятия). Руководитель - М. Божулич, сбор на ст. метро «Девяткино» в 8.10.
Ст. Ушково - терраса - Линдуловская роща - р. Рощинка - ст. Рощино (19 км, на привале - костер, иметь резиновую обувь). Руководитель - О. Шевчук, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 8.15 (электропоезд в 8.30, 4-й вагон).
Разведывательный поход: ст. Горьковское - оз. Гладышевское - ст. Горьковское (14 км). Руководитель - Ф. Еропкин, сбор на Финляндском вокзале (электропоезд на Кирилловское в 9.42).
Туристский фестиваль Гатчинского района «Впереди Весна!»: ст. Сиверская - дер. Новосиверская - р. Оредеж - ст. Сиверская (12 км, костер, песни под гитару). Руководитель - С. Мурашов, сбор на Балтийском вокзале напротив выхода из метро в зал в 7.00. Справки по телефону +7 (921) 921-62-59.

 

↑ Наверх