Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Алексей Романов, лидер группы «Воскресение»:

Лучше всего у меня получается строить песни

Боже, как давно это было! Катушечный магнитофон с заклеенным пластырем динамиком, пленка, переписанная на тысячу первый раз, с которой доносится едва различимый голос то ли Игоря Романова, то ли - Алексея Романова, которому аккомпанирует то ли «ВоскресенЬе», то ли - «ВоскресенИе». Сколько чайников чая было выпито в спорах, как правильно именовать исполнителей музыки, которая цепляла значительно больше, чем растиражированная «Машина времени»... Время прошло - а тот старый «воскресенский» рок-н-ролл остался в памяти, въелся на веки вечные! Посему, когда представилась возможность пообщаться накануне петербургского концерта с лидером группы «Воскресение» Алексеем Романовым, я не преминул ею воспользоваться. 

Ауру Санкт-Петербурга мы ощущаем на концертах

- Вы, как Макаревич и Бутусов, по образованию - архитектор. Как и они, написали немало замечательных песен. А построить что-нибудь успели?

- Наверное, у меня лучше получается «строить» песни. Например, знаете, как появилась «Кто виноват?»? Была музычка, на которую очень хотелось написать текст. Я был уверен, что должны быть какие-то асимметричные стихи. Начал что-то пристраивать, конструировать. Потом оказалось, что это никуда не пойдет и не хочется исполнять то, что получилось. И впоследствии, играя на гитаре, я сочинил другую музыку, на которую легли те же слова. Отредактировал текст, выкинул лишний куплет и сделал его немножечко пожестче. Изначально, мне кажется, песенка была о несчастной любви, о чем-то таком... Я сделал так, чтобы не в лоб, а намеком говорилось о том, что ты, товарищ, не жалуйся, не ной, а вставай и делай что-нибудь. Вот с таким пафосом с тех пор и исполняю.

- Я для себя подметил, что все известные рокеры-архитекторы склонны к грустинке и даже некоей меланхолии. Это влияние первой профессии?

- Не думаю... Просто надо, чтобы песня понравилась нам самим, а для этого она должна созреть. А еще, возможно, отразилось то, что в свое время нас гоняли за музыку. В 1979-м мы играли концерт с «Аквариумом», и после него нас всех повязали. Уже потом мы узнали, что давно шла «охота» на «Воскресение», что существовал какой-то черный список, будь он неладен. А тогда в милиции все было по полной программе: шестичасовые перекрестные допросы, следователь злой, следователь добрый... Пришлось отсидеть пятнадцать суток. Думаю, подобные истории настраивают на философское отношение к жизни.

- Поскольку «Воскресение» регулярно наведывается с гастролями в Северную столицу, вы наверняка замечаете, как сильно изменился город за последнее время с точки зрения градостроительства. На ваш взгляд, не утерял ли Петербург уникальную архитектурную ауру?

- Не хочу судить поверхностно. Что касается ауры города, то мы ощущаем ее на концертах. Публика нас принимает очень хорошо. Сначала у нас в залах были люди в очках, хорошо воспитанные... Оказалось, что они из совершенно различных слоев общества. А сейчас бывает очень много молодежи, что вдвойне приятно. Я вообще больше люблю выступать в не очень больших залах. Там обстановка более доверительная, фамильярная. Народ себя чувствует раскованно, нет дистанции.

Как прожить в супружестве 20 лет и ни разу не поругаться

- С нашим городом связано название группы, которое придумал известный питерский музыкант Юрий Ильченко. Расскажите, как случилось, что человек, который практически не играл в «Воскресении», стал автором имени, известного сегодня всем меломанам?

- Верно, название «Воскресение» придумано не Евгением Маргулисом, как некоторые почему-то считают. Его придумал Юра Ильченко из питерской группы «Мифы». Когда распадалась эта команда, Юрка хотел взять его для своей будущей группы. Но с проектом ничего не вышло, а Маргулис просто «стянул» название. Юрик, правда, не в претензии, слава богу.

- Почему в концертных программах так мало новых песен? Не пишутся?

- Сейчас мы уверены, что краткость - сестра таланта. И для нашей музыки теперь характерна лаконичность и простота формы. Раньше все было сложнее да и многословнее. Также - еще раз повторю - песня изначально должна понравиться нам самим. А для этого должна созреть. А потом мы находим студию, где нас все устраивает. Это все долгий процесс. Так уж сложилось.

- После записи песен к фильму «Миллионерша» по пьесе Бернарда Шоу с кино сотрудничали? Какие-то интересные предложения от кинодеятелей есть?

- Предложения поступают регулярно, но не всегда они устраивают нас.

- Я сильно удивился, прочитав в интервью, приуроченном к 25-летию группы, что все, чем занимается «Воскресение», - кустарщина. Это - шутка или кокетство? Обычно ваши коллеги в голос уверяют, что они - настоящие профи рок-н-ролла!

- Это их право. Мы говорим то, что считаем нужным. В следующем году «Воскресению» уже 30 лет. Но большие юбилейные мероприятия, скажу сразу, предвидя ваш следующий вопрос, мы проводить не намерены.

- Ваша жена - человек, насколько мне известно, творческий. Часто ли она высказывает свое мнение о том, что делает «Воскресение», или в семье это не принято?

- Да, она танцовщица, когда-то работала в трио «Экспрессия» с Борисом Моисеевым, потом стала танцевать в ансамбле «Фламенко». Насчет советов... Нет, мы занимаемся каждый своим делом.

- Вы признались одному авторитетному музыкальному изданию, что за более чем двадцатилетний стаж семейной жизни ни разу не поругались с супругой. Раскройте секрет: как такое возможно?!  

- Секрета никакого нет. Наверное, просто нужно дополнять друг друга, вот и все.

Беседовал Николай ОВЧИННИКОВ

↑ Наверх