Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

100-процентная влажность

В Музее-квартире Исаака Бродского открылась выставка Виктора Ямщикова. Художник представил свои избранные работы за последние два года

Выставок, как признается сам художник, было уже очень много - и в Петербурге, и в других городах. Но это открытие было, в общем, камерным. Никаких толп репортеров, никаких официальных помпезных речей - высказывались люди, художнику несомненно близкие. Говорили очень просто, от души. О замечательной энергетике картин, успокаивающей людей. О том, как Ямщиков умеет показать Петербург:  алые блики заходящего солнца на стенах домов и 100-процентная влажность, иногда «висящая» в нашем городе. Или то, как он пишет море у теплых берегов Болгарии. Или еще что-нибудь.

Улучив момент, чтобы не отвлекать художника от общения с близкими, я все же задал ему несколько вопросов.

- Мы видим на ваших картинах Шанхай, Болгарию и Петербург. Есть в этих местах что-то общее, отчего вам нравится писать их?

- Мне интересно сравнивать и открывать для себя что-то новое. В Шанхае есть каналы, похожие на петербургские, - но все равно в каждом городе свои, особенные краски.

- Прав я буду, если предположу, что для вас очень важна вода?

- Да, это очень важный момент. Повсюду, где я ни оказываюсь во время путешествий, - ищу воду. В жизни она для меня так же важна, как и в творчестве.

Вода - она меня словно гипнотизирует. Я на нее смотрю и вижу все эти переливы красок...

- А какое-то, наоборот, напряжение в вашем творчестве присутствует?

- Конечно. Когда стоишь перед белым холстом и на нем предстоит создать какое-то пространство - это большие эмоциональные и духовные затраты. Волнуюсь всегда. Когда работу пишешь, постоянно пытаешься усложнять, добавлять... Но, конечно, я пишу для зрителя. Хочу, чтоб ему нравилось - и в то же время не хочу делать сладкие работы, разводить сироп. Они должны быть достаточно профессиональны.

Картины Виктора Ямщикова - это такое воспоминание об импрессионизме, ничуть не прикрытое. Вблизи - буквально выпирающая с картины толща мазков кисти. Издалека - действительно такое, чуть размытое «впечатление». Размытое еще и потому, что 100-процентная влажность тут не только в Петербурге - она повсюду. Если бы художнику пришлось написать пустыню - она, наверное, и то вышла бы у него влажной и душной. А уж когда Виктор Ямщиков пишет каналы Шанхая, или теплое море, или даже питерскую мокрую зиму - тут и говорить не о чем: кругом вода.

То же и в натюрмортах. Вот арбузы на столе: они, кажется, не очень сладкие, но безумно водянистые. Вот огромные красные маки; но их лепестки набухли и прямо сочатся влагой - и это главное ощущение от натюрморта, совершенно забивающее и «огромность» маков, и их «красноту», и все прочее.

Есть еще один нюанс - свет. Он для художника не менее важен, чем вода и влажность. Это чувствуется. На картине - ночной Эрмитаж, а вокруг светло. Конечно, можно сказать, что по сюжету - белая ночь. Но дело, кажется, совсем в другом: этот же свет заливает и все прочие картины, так что даже яркие краски - и пресловутые маки, и блики солнца - кажутся размытыми. Такая белесоватость, пробивающаяся сквозь облака теплой влаги, - ее знает любой, кто выходил из самолета в аэропорту Антальи или просто бывал в сауне.

Если бы придумывать новые течения в искусстве не было избитой и надоевшей затеей, то можно было бы сказать: художник Ямщиков - даже не новый импрессионист. Он скорее принадлежит к совершенно особому направлению - водянисты.

Сергей ЗАЙЦЕВ

↑ Наверх