Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Праправнук Скрябина бьет по клавишам, как по мячу

На презентации фестиваля «СветоТень» Элиша Абас, больше похожий на футболиста, чем на пианиста, сыграл для журналистов

5 октября открылся международный фестиваль световых и светосинтетических театров «СветоТень» - как описывают его организаторы: «беспрецедентная череда очень необычных мероприятий».

Само по себе полное название фестиваля вселяет некий трепет, а уж если взять то, что «СветоТень» в Петербурге проходит впервые, - ясно, что событие уникальное, с какой стороны ни глянь. Притом совершенно неясно, на что это все может быть похоже, - видимо, пока сам не посмотришь. На фотографиях с прошлых фестивалей видны какие-то подсвеченные водные струи и сполохи красного, желтого, синего... Ничего не понять. Но впечатление такое, что психоделическая революция 60-х нашла себе новое, безопасное для здоровья воплощение.

Задействованы главным образом Планетарий и Малая сцена Театра им. Комиссаржевской. Выступающий в Планетарии киевский лазерный театр «LUX AETERNA» - это такой способ «раскрытия нового мира тонких ощущений», как заявляет руководитель театра Даниил Фридман. Под музыку композитора Вангелиса, да еще под кружащимся звездным небом зритель входит в такое расслабленное, невесомое состояние и начинает спокойно наблюдать галактики и медитировать над собственными видениями.

Вероятно, не отстает от «LUX AETERNA» и харьковский «Белый» - театр динамической светоживописи. Видеопоказы, мастер-классы... Ближе к окончанию фестиваля, в субботу, феерия перенесется в Исаакиевский собор - там покажут светомузыкальное действо (так и называется - действо) «Песнопения литургии» Сергея Рахманинова.

А закроет «Светотень» акция-перформанс «Цветные сны Капеллы». Которая, соответственно, случится в воскресенье, 12 октября, во Дворах Капеллы в 19.30. Тут обещают показать «авторскую подсветку» главного фасада Капеллы и более того - заполнить все пространство дворов музыкой, светом и творчеством. Арка превратится в грот, во втором дворе будут мерцать деревья и двигаться, завораживая зрителя, живые скульптуры в световых костюмах.

Но все равно одним из самых необычных людей на всем фестивале стал израильский пианист Элиша Абас. Его концерт в Смольном соборе открыл «Светотень».

После нормального детства вундеркинда-пианиста (концерт в Карнеги-холле в сопровождении оркестра Леонарда Бернстайна) этот человек бросил музыкальную карьеру и сделался футболистом на 20 лет - чтобы потом вернуться и снова дать концерт в Карнеги-холле.

В России Элиша впервые. И это важно, потому что он вдобавок ко всему - праправнук Александра Скрябина. Кому, как не потомку проповедника светомузыки, принимать участие в таком фестивале.

История семьи - драматическая интрига похлеще всякого детектива. Тут и Вторая мировая, и французское Сопротивление, и «Борцы за свободу Израиля», и незаконная перевозка оружия... А в конце концов у правнучки Скрябина появился вот такой Элиша Абас. Колоритный, витальный южный красавец, он и впрямь больше похож на футболиста, чем на какого-нибудь утонченного пианиста. А по клавишам рояля бьет, как по мячу: сосредоточенно, сильно и точно. Такая игра производит впечатление.

Вот такие любопытные люди участвуют в «Светотени». И тут срабатывает их главный тезис о совмещении изображения и музыки: участников интересно не только слушать - на них любопытно и поглядеть. Так что стоит посетить какие-нибудь из мероприятий фестиваля, чтоб оживить свои скучающие чувства новыми звуками и красками.

Федор ДУБШАН

↑ Наверх