Праправнук Скрябина бьет по клавишам, как по мячу
На презентации фестиваля «СветоТень» Элиша Абас, больше похожий на футболиста, чем на пианиста, сыграл для журналистов
5 октября открылся международный фестиваль световых и светосинтетических театров «СветоТень» - как описывают его организаторы: «беспрецедентная череда очень необычных мероприятий».
Само по себе полное название фестиваля вселяет некий трепет, а уж если взять то, что «СветоТень» в Петербурге проходит впервые, - ясно, что событие уникальное, с какой стороны ни глянь. Притом совершенно неясно, на что это все может быть похоже, - видимо, пока сам не посмотришь. На фотографиях с прошлых фестивалей видны какие-то подсвеченные водные струи и сполохи красного, желтого, синего... Ничего не понять. Но впечатление такое, что психоделическая революция 60-х нашла себе новое, безопасное для здоровья воплощение.
Задействованы главным образом Планетарий и Малая сцена Театра им. Комиссаржевской. Выступающий в Планетарии киевский лазерный театр «LUX AETERNA» - это такой способ «раскрытия нового мира тонких ощущений», как заявляет руководитель театра Даниил Фридман. Под музыку композитора Вангелиса, да еще под кружащимся звездным небом зритель входит в такое расслабленное, невесомое состояние и начинает спокойно наблюдать галактики и медитировать над собственными видениями.
Вероятно, не отстает от «LUX AETERNA» и харьковский «Белый» - театр динамической светоживописи. Видеопоказы, мастер-классы... Ближе к окончанию фестиваля, в субботу, феерия перенесется в Исаакиевский собор - там покажут светомузыкальное действо (так и называется - действо) «Песнопения литургии» Сергея Рахманинова.
А закроет «Светотень» акция-перформанс «Цветные сны Капеллы». Которая, соответственно, случится в воскресенье, 12 октября, во Дворах Капеллы в 19.30. Тут обещают показать «авторскую подсветку» главного фасада Капеллы и более того - заполнить все пространство дворов музыкой, светом и творчеством. Арка превратится в грот, во втором дворе будут мерцать деревья и двигаться, завораживая зрителя, живые скульптуры в световых костюмах.
Но все равно одним из самых необычных людей на всем фестивале стал израильский пианист Элиша Абас. Его концерт в Смольном соборе открыл «Светотень».
После нормального детства вундеркинда-пианиста (концерт в Карнеги-холле в сопровождении оркестра Леонарда Бернстайна) этот человек бросил музыкальную карьеру и сделался футболистом на 20 лет - чтобы потом вернуться и снова дать концерт в Карнеги-холле.
В России Элиша впервые. И это важно, потому что он вдобавок ко всему - праправнук Александра Скрябина. Кому, как не потомку проповедника светомузыки, принимать участие в таком фестивале.
История семьи - драматическая интрига похлеще всякого детектива. Тут и Вторая мировая, и французское Сопротивление, и «Борцы за свободу Израиля», и незаконная перевозка оружия... А в конце концов у правнучки Скрябина появился вот такой Элиша Абас. Колоритный, витальный южный красавец, он и впрямь больше похож на футболиста, чем на какого-нибудь утонченного пианиста. А по клавишам рояля бьет, как по мячу: сосредоточенно, сильно и точно. Такая игра производит впечатление.
Вот такие любопытные люди участвуют в «Светотени». И тут срабатывает их главный тезис о совмещении изображения и музыки: участников интересно не только слушать - на них любопытно и поглядеть. Так что стоит посетить какие-нибудь из мероприятий фестиваля, чтоб оживить свои скучающие чувства новыми звуками и красками.
Федор ДУБШАН
Важно: Правила перепоста материалов