Изменения в перечне льготных лекарств
Новшества комментируют специалисты
С 1 января 2009 года вступит в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.08.08 451н, согласно которому из Перечня льготных лекарственных средств исключат такие лекарственные средства, как активированный уголь, ремантадин, йод, парацетамол, перекись водорода, аспирин, витамин Е, аскорбиновую кислоту, аллохол и масло семян тыквы. Наконец чиновники смогли признать тот факт, что назначение этих медикаментов по рецепту больше походило на насмешку над пациентами, в то время как их позиции могли бы содержать действительно жизненно необходимые дефицитные препараты.
Прокомментировать плюсы и минусы внесенных изменений мы попросили члена Совета по защите прав пациентов при территориальном управлении Росздравнадзора Евгения Гольберга.
- Евгений Витальевич, в каких случаях обычно происходит обновление перечня?
- Замена лекарственных препаратов в формуляре осуществляется при освоении отечественной промышленностью новой продукции, являющейся аналогом медикаментов, ранее выпускавшихся за рубежом, при появлении более дешевых средств, сравнимых по безопасности и эффективности с ранее известными, а также при появлении новых, более эффективных лекарственных средств. Предыдущие изменения в перечень вносились лишь осенью 2006 года.
- Что вы можете сказать по поводу последних изменений?
- На мой взгляд, для большинства петербуржцев они будут незаметны. Радует, что наконец-то из списков исключили дешевые препараты, как, например, таблетки активированного угля. Ну кто, скажите, будет выстаивать огромную очередь к врачу, чтобы получить по рецепту эти лекарства? По-моему, льготные лекарства должны быть такими, чтобы при необходимости пациент был заинтересован вернуть за них деньги. И льготными-то они считаются как раз потому, что отдельная категория граждан - а это неработающие старики и инвалиды - не в состоянии купить их самостоятельно. Поэтому считаю эти сокращения вполне оправданными.
В новом перечне много как устаревших, так и совсем новых препаратов. И не всегда их замена может быть полезной для пациентов. Например, фенитоин - старое противосудорожное средство, но его до сих пор широко применяют в России, и, как правило, его получает категория людей, уже давно находящихся на длительной психиатрической терапии. Далеко не факт, что люди, страдающие эпилепсией и «сидящие» на этом лекарстве не первый год, смогут без последствий «перескочить» на другой препарат. А это, как правило, самая уязвимая категория граждан. Немалую роль здесь играет психологический аспект. Для инвалидов, болезненно относящихся к нововведениям, замена жизненно необходимого препарата является серьезным психологическим потрясением, что чревато ухудшением общего состояния.
Не зря же говорят: все болезни от нервов.
Часто не меньшее потрясение вызывает и так называемая синонимическая замена лекарства. Врачебный опыт показывает, что действия препаратов, созвучных по названию, но произведенных другим заводом-изготовителем с применением иных технологий и компонентов, не всегда бывают эффективными.
То же касается и малоизвестных препаратов. Здесь в первую очередь должна учитываться не экономическая выгода, а пожелание больного. Понятно, что у нашего здравоохранения постоянно не хватает средств и хотелось бы закупать что подешевле. Но когда ввод нового индийского препарата, применяемого в трансплантологии, может стать угрозой потери почки - это уже серьезно. Или инсулин. Вроде все то же, но отличия есть. Так зачем его менять, если человек живет с ним уже длительное время?
- А как поступать, если препарат не подошел?
- Если по каким-то показаниям человеку не подходит какой-то препарат, начинать надо с заключения лечащего врача, затем - получения рекомендаций главного специалиста по роду заболевания. И уже после решения специальной комиссии в городском комитете по здравоохранению больному назначается индивидуальный рецепт и на закупку препарата выделяются дополнительные средства из регионального бюджета.
- Вы коснулись темы малоизвестных препаратов. А как в нашем городе обстоят дела с левыми лекарствами? Не проникнут ли они под шумок в городские аптеки?
- Скажу однозначно: это исключено. Проверкой партий медпрепаратов занимаются как раз специалисты Росздравнадзора. Система налажена четко, и все поставки контролируются напрямую с заводов-изготовителей, которые давно зарекомендовали себя на рынке фармакологии. В данном случае льготные препараты защищены больше, чем какие-либо другие дорогостоящие лекарства. Кроме того, все федеральные поставки медикаментов гарантированы государственными сертификатами качества. Никаких других поставок нет и быть не может. Эти сертификаты хранятся у поставщиков. Если все же пациент сомневается в подлинности препарата, то он имеет право обратиться в аптеку. Аптека в свою очередь запросит сертификат у поставщика и предоставит покупателю.
Кроме того, весной прошлого года при Санкт-Петербургском территориальном управлении Росздравнадзора был сформирован Совет по защите прав пациентов, который в ближайшее время начнет прием обращений от населения.
Беседовала Елена КОЗЛОВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Полную версию статьи читайте в сегодняшнем выпуске газеты "Вечерний Петербург".
Важно: Правила перепоста материалов