Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Восемь «немцев» пойдут на Москву

Реальные проекты скоростного железнодорожного движения в нашей стране появились пару лет назад. Первым направлением, на котором было решено запустить поезда нового поколения, стала соседняя Финляндия. А уже через год заговорили о скоростном движении между Петербургом и Москвой. Так когда же мы поедем с ветерком?

Проводницы заговорят на английском

В 2006 году руководство ОАО «РЖД» создало управляющую компанию и объявило тендер на строительство первых поездов для новых маршрутов. Было решено закупить четыре поезда с максимальной скоростью 220 километров в час. Компаний, которые были готовы освоить 100 миллионов евро (за каждый состав ОАО «РЖД» было готово заплатить 33 миллиона), оказалось две - немецкая «Siemens» и французская «Alstom». В итоге у компании «Siemens» было решено заказать подвижной состав для курсирования по маршруту Москва - Санкт-Петербург, а у концерна «Alstom» - для маршрута Санкт-Петербург - Хельсинки.

Основной моделью, представленной «Siemens», стал «Velaro Rus». Весной прошлого года ОАО «РЖД» заказало восемь поездов общей стоимостью 273,6 млн. евро (34,2 млн. евро за каждый).

- Конструкцией поезда предусмотрено увеличение максимальной скорости до 330 км/ч после незначительной модернизации, - рассказал корреспонденту «Вечернего Петербурга» заместитель главного инженера Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» - Владимир Андреев. - Каждый электропоезд длиной 250 м будет состоять из 10 вагонов и обеспечит местами более 600 пассажиров.

Первый сформированный состав, которому предстоит пройти в России сертификационные испытания, прибудет в Петербург уже в декабре этого года. Всего «Siemens» поставит Российским железным дорогам восемь таких поездов. Официально уже заявлено, что первый скоростной состав компании «Siemens» должен начать курсировать между российскими столицами в декабре 2009 года.

Решением президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина организацию питания в поездах «Velaro Rus» на Октябрьской железной дороге курирует служба по управлению качеством и маркетингом магистрали. Такое обслуживание предусматривает обеспечение как напитками и холодными закусками, так и горячим питанием. В скоростном электропоезде будет организован так называемый самолетный принцип обслуживания. Для того чтобы обеспечить поезда комплектами питания, будет построено несколько «бортцехов», один из которых будет развернут рядом с площадкой депо Санкт-Петербург- Московское.

- В поезде «Velaro Rus» будет представлен высокий уровень сервиса, - говорит Владимир Андреев. - В том числе он будет оборудован системами доступа в Интернет. Безусловно, такой подвижной состав сможет составить конкуренцию авиаперевозчикам, тем более что на нем можно будет не только за 3 часа 45 минут добраться из Петербурга в Москву, но и продолжить движение от Москвы до Нижнего Новгорода с одной пятнадцатиминутной остановкой.

- Согласно контракту с компанией «Siemens» нам необходимо предоставить персонал для обслуживания высокоскоростных поездов «Velaro Rus», - говорит Владимир Андреев. - Обучение работников Октябрьской железной дороги в Германии будет проходить до 17 октября, затем они пройдут обучение на тренажере немецких железных дорог - на аналоге поезда, который будет курсировать на полигоне Октябрьской магистрали. Требования к обслуживающим скоростные поезда локомотивным бригадам  довольно жесткие - должны быть очень хорошие медицинские показатели. Срок прохождения скоростной комиссии - раз в год. Кроме того, в депо Санкт-Петербург-Московское уже открыты курсы по обучению персонала английскому языку.

Безопасность обеспечит «КЛУБ»

Скоростные перевозки уже давно стали обычным делом в Европе, у нас же до недавнего времени самым быстрым считался поезд, который мог развить скорость до 100 км/ч (не считая «спринтера» «ЭР-200»). И не потому, что у РЖД не было денег на приобретение составов. Вагоны такого типа должны ходить по специальным железнодорожным путям, а с этим у нас -  проблемы. К сожалению, в России пока нет четкого разделения железнодорожных путей для грузовых и пассажирских перевозок. Кроме того, для того, чтобы поезд мог развить достаточно высокую скорость, железнодорожные пути должны быть «мягкими», бесстыковыми. У нас же путь универсален для всех видов перевозок - и грузовых, и традиционных пассажирских, и скоростных.

- На поездах «Velaro Rus» будут установлены системы «КЛУБ-У», которые созданы специально для движения со столь высокой скоростью. Сейчас аналогичные комплексные локомотивные устройства безопасности, рассчитанные каждая на определенную скорость движения, установлены на поездах серии «ЭР-200» и локомотивах ЧС и работают без сбоев. Устройства получают сигналы с пути о «свободности» участка, о показании напольных светофоров о допустимой скорости. Одним словом, это комплексная система, которая гарантирует сегодня безопасную эксплуатацию поездов.

Грузовые поезда уйдут на Приозерск

Что касается компании «Alstom», то для маршрута Санкт-Петербург - Хельсинки она представила модель «Pendolino». Адаптированный для России вариант уже прошел испытания на трассе Петербург - Хельсинки. Компания произведет четыре скоростных электропоезда. Стоимость контракта составляет 120 млн. евро. Поставка поездов запланирована на начало 2009 года, а ввод в эксплуатацию - в конце 2010-го. Они будут курсировать на скоростном участке протяженностью 450 км, соединяющем Санкт-Петербург и Хельсинки. Время в пути составит 3 часа (в настоящее время - 5,5 часа).

- Общее количество скоростных поездов, планируемых к обращению на участке Санкт-Петербург - Хельсинки к 2010 году, составит 4 пары в сутки, - пояснил Владимир Андреев. - Планируется запустить 4 электропоезда из 7 вагонов (1 вагон для пассажиров бизнес-класса, 5 вагонов для пассажиров 2-го класса и вагон-ресторан с изолированным помещением для курящих), поезда будут иметь 300 пассажирских мест и развивать максимальную скорость 200 и 220 км/ч (на российской и финской территории соответственно).

Движение скоростных электропоездов между Петербургом и Хельсинки планируется открыть в 2010 году.

- Для дальнейшего сокращения времени в пути и ускорения поездов необходимо будет перевести все грузовые поезда с Выборгского направления на Приозерское, - говорит Владимир Евгеньевич. - Для этого требуется построить железнодорожную ветку Каменногорск - Лосево, проект создания которой сейчас разрабатывается.

В ответ финны должны сократить время следования на своей территории до двух часов. Уже в этом году финские железнодорожники пообещали завершить строительство участка Керава - Лахти (в обход Рийхимяки) протяженностью 74 км и стоимостью 331 млн. евро.

Сейчас железнодорожники ведут переговоры с таможенными органами, чтобы организовать прохождение таможенного контроля пассажиров поезда Санкт-Петербург - Хельсинки прямо в идущем составе. Подобного опыта у российских таможенников еще не было.

Инесса КУЗНЕЦОВА

 

↑ Наверх