Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Миллиард на красоту

Ораниенбаум возродится в 2011 году

К 2011 году должны быть завершены масштабные реставрационные работы, чтобы великолепный ансамбль с величественным Меншиковским дворцом во всей красе был виден с моря. Чтобы Ораниенбаум стал тем первым ошеломляющим впечатлением, которое останется у путешественника, стремящегося увидеть Северную столицу. Те же, кто приедет в Ораниенбаум посуху - электричкой ли, автомобилем, должны будут погрузиться сначала в светотени старинного ухоженного парка, чтобы потом, добравшись до Меншиковского дворца, замереть от захватывающей дух панорамы - Нижнего сада и моря вдали.

Корреспондент «ВП» побывала в прекрасном пригороде, где журналистов познакомили с ходом реставрации. Для этого руководитель проекта реставрации Ораниенбаума Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Сергей Пычин специально освободил половину рабочего дня.

Старинные кирпичи проверяют на прочность

«Сейчас идут работы наружного характера, - рассказывает Сергей Иванович. - Надо устранить аварийность, то есть все трещины, проверить кирпичи и заменить на карнизах те, что треснули или крошатся». Действительно, кирпичи более чем двухсотлетней кладки тщательно простукиваются, те, что растрескались, изымаются. Специалисты-реставраторы освоили производство этих нестандартных, огромных кирпичей, чтобы новыми заменить те, что уже служить не могут. Мы поднимаемся все выше, видим, где старая кладка, скрепленная в доцементную эпоху известью, а где - цемент. И вот мы достигли деревянного купола Церковного павильона. «Видите? Ему больше двух с половиной веков. - В руке у Сергея Пычина огромный гвоздь. - С помощью таких гвоздей, кованых стяжек и клиньев крепились деревянные детали куполов, ведь до саморезов и шурупов еще тогда не додумались». Правда, теперь реставраторы, тщательно обрабатывая камень и дерево, дублируют современными способами старинный крепеж.

Добираемся почти до самого-самого верха - до того места, где купол венчается крестом. По деревянным лесам скачет синичка. Пычин предлагает пролезть еще чуть-чуть наверх, чтобы приложиться к кресту. Так высоко «наверх» я что-то не решаюсь.

Спуск оказался долгим: коллеги-телевизионщики и фотографы решили оттянуться - наснимать побольше потрясающих планов с высоты и разных ракурсов внутри «зачехленного» павильона.

Все работают пока в долг

Пычин тем временем ведет на террасу. Вообще-то у Меншиковского дворца их две. Верхняя будет покрыта булыжником - сейчас уже эти работы идут полным ходом, часть покрытия уже сделана. Нижняя терраса украсится газоном. Сооружается современная система водоотведения, уже перебраны гранитные блоки центрального крыльца. 17 миллионов рублей уйдет на закупку лиственницы для 280 балясин, которые придадут особую торжественность и легкость всему сооружению.

«Стоимость всех работ, которые ведутся сейчас, - около 400 млн. рублей. Такие средства должны быть освоены до конца года, - говорит Пычин, - но работают все пока в долг, деньги еще не поступали. Но все работают, понимая, как важно не упустить хорошую погоду, ведь при отрицательных температурах очень многие виды работ вести нельзя».

Цена же вопроса на следующий год - миллиард рублей. Это внутренние работы во дворце, к которым планируется приступить в январе 2009 года. Уже объявлен тендер на генподрядчика. «В общей сложности внутренние помещения дворца - это 9 тыс. кв. м площади, 15 - 20% которой будут реставрироваться как исторические интерьеры, на других площадях разместятся фонды и выставочные помещения», - отмечает Сергей Пычин, напоминая при этом, что будут соблюдены все условия для создания современнейшего фондохранилища - и с точки зрения музейной климатологии, и с точки зрения безопасности.

История Картинного дома может реабилитировать Петра III

Следующий шаг в 2009 году - это реставрация Картинного дома. На нее предусмотрено 250 млн. рублей. Картинный дом виден сверху - он в западной части Нижнего сада. Небольшое здание, история которого тесно связана с именем несчастного супруга Екатерины II - убитого по ее приказу в Ропше императора Петра III. Возможно, именно этот дом, его история будут для наших современников своего рода реабилитацией этого императора - ведь Екатерина Великая позаботилась о весьма нелестном посмертном имидже супруга, в котором слово «солдафон» было еще не самым грубым. Между тем в Картинном доме Петр III создал оперный театр, были там и классы для способных к пению детей. В другом крыле император открыл первый в России частный музей живописи - картины разных жанров висели, как было тогда принято, в шпалерной развеске. Была в Картинном доме и богатая библиотека, которую начал собирать еще отец императора, и музей-кунсткамера со множеством редкостей. Екатерина потом все это из Ораниенбаума приказала вывезти, чтобы не напоминало ничто о «солдафоне». Сейчас же решено воссоздать театральный зал на 50 - 60 мест, картины вновь займут свое место - в шпалерной развеске, как при Петре III. Будет воссоздана и Померанцевая оранжерея, та, что в восточной части сада была еще в XVIII столетии.

Сергей Пычин подчеркнул, что Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации работает в тесном сотрудничестве со специалистами ГМЗ «Петергоф», которому передан Ораниенбаум: «Когда мы закончим работы, то сотрудники ГМЗ «Петергоф» придут сюда - ведь это их объект, поэтому у нас должно быть полное совпадение по взглядам».

...Мы идем по парку к Китайскому дворцу. Там тоже идут работы. Бережно огорожены старинные дубы - их привезли сюда в 16-летнем возрасте в 1758 году. С тех пор они стали патриархами парка. Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III, Китайская кухня, сам старинный парк, пруды - все это к 2011 году будет тщательно отреставрировано, вычищено, обновлено. Кстати, планируется создать довольно большой макет Катальной горки - с теми самыми идущими вниз склонами: чтобы люди XXI века наглядно могли убедиться, что экстрим был не чужд и тем, кто жил без малого триста лет назад.

Галина АРТЕМЕНКО, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх