А у нас водопровод юбилей отметил. Вот!
История петербургского «Водоканала»
Сегодня государственному унитарному предприятию «Водоканал Санкт-Петербурга» исполняется 150 лет. Это предприятие - наследник Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов, которое было основано 10 октября 1858 года. А первую воду потребители получили 30 ноября 1863 года.
Не императорское это дело
С самого начала в Северной столице с водопроводом не заладилось. Императоры считали, что Петербург благодаря своему географическому положению достаточно снабжен водою, и в течение полутора веков отказывались тратить деньги на создание водопроводной сети и канализации для нужд горожан. И если система водоснабжения для петергофских каскадов, построенная в 1721 году, несколько раз модернизировалась, но в целом продолжает работать без изменений, то проект городского водопровода с самого начала был неудачным. В результате Петербург за свою 300-летнюю историю полтора века прожил без централизованного водоснабжения, более двух веков - без регулярной канализационной сети. Канализационные стоки начали очищать в 1978 году, а выгребные ямы - около 20 тысяч - дожили и до XXI века.
Спрос рождает предложение
Первыми спрос почувствовали предприниматели, которые основали Акционерное общество Санкт-Петербургских водопроводов. Ему изначально на столь масштабное строительство не хватило уставных 1,2 миллиона рублей. Пополнить казну, выпустив 3000 дополнительных акций, не удалось. Поскольку проект с технической точки зрения специалистами и общественностью был признан неудачным.
Как рассказал корреспонденту «ВП» руководитель информационно-издательского отдела «Водоканала» историк Иван Краснов, по первоначальному плану, высочайше утвержденному 12 марта 1859 года, воду для подачи в сеть должны были набирать в так называемом ковше - искусственном водоеме, соединенном с Невой при помощи канала. При этом ковш, расположенный на территории Таврического дворца, отданного Екатериной Великой ее фавориту Григорию Потемкину, не был прорыт специально для водопровода. Он предназначался для того, чтобы хозяева и гости могли подплывать на небольших судах прямо к дворцу.
Идею использования его для водозабора никак нельзя было признать удачной. Это был обычный мутный пруд.
Дельвиг не помог
Надо сказать, что передающиеся сейчас из уст в уста рассказы о том, что невская вода была очень чистой и что цари возили ее с собой, когда надолго уезжали из столицы, - миф. Невские берега не были «приютом убогого чухонца», а были населены достаточно плотно. Сама же река была судоходной. И еще в те далекие времена врачи и фармацевты, хоть и отмечали ее мягкий вкус, из-за зеленоватого оттенка советовали ее процеживать, кипятить или разбавлять красным вином.
В итоге водозабор, удаленный на 30 метров, не улучшил качество воды, английские фильтры оказались никуда не годными, водопроводные трубы, уложенные прямо на улицах, полопались.
Поэтому зимой 1861 - 1862 годов Петербургская городская дума обратилась за советом к барону Андрею Ивановичу Дельвигу (двоюродному брату Антона Дельвига, пушкинского лицейского друга), который в свое время руководил успешной реконструкцией мытищинского водопровода в Москве, проектировал и строил нижегородскую систему водоснабжения. Но Дельвиг не сработался с членами правления общества.
Зато помог Крон
Деньги закончились. Мебель акционерного общества была описана за долги, а жалованье рабочим и служащим не выплачивалось. Спас ситуацию петербургский купец 1-й гильдии Генрих Христиан (или, как он именовался в России, Андрей Иванович) Крон, к которому обратились почти обанкротившиеся предприниматели. И 1 марта 1863 года акционерное общество и Крон заключили договор, по которому капиталист обязывался на свои средства достроить водопроводную сеть.
Был создан новый проект, отличавшийся от старого некоторыми деталями: чугунный, а не деревянный водозабор и металлические сетки для очистки воды.
Первые ведра
Работал Крон быстро, и через шесть месяцев были готовы водоприемные устройства, водоподъемное здание и 62 версты водопроводной сети. Первые ведра (основная мера объема жидкости в то время) невской воды отправились к первым счастливым абонентам. Счастливым ли?
Ведь только через тридцать лет власти добились от общества устройства фильтров. Ну а потом уже чиновники поняли, что водопровод рентабелен, что контролировать его все-таки должно государство, поскольку от чистоты воды зависит здоровье горожан, и выкупили его у акционерного общества.
Подготовил Михаил ТЕЛЕХОВ
Фото Натальи Чайки