Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

...И догорает позолота В стенах прохладных базилик

До 3 ноября в Мраморном дворце — выставка копий мозаик из Равенны.

Какой же русский не знает о Равенне! Помните, у Блока: «Ты, как младенец, спишь, Равенна, / У сонной вечности в руках»... В 1909 году поэт путешествовал по Италии и создал цикл «Итальянские стихи». Не все в Италии ему пришлось по душе, а вот Равенной Блок проникся. Конечно, не маленьким итальянским городком, лежащим в стороне от туристических маршрутов, а славной в прошлом столицей Западной Римской империи.

«Безмолвны гробовые залы, / Тенист и хладен их порог, / Чтоб черный взор блаженной Галлы, / Проснувшись, камня не прожег», - писал Александр Блок. На самом деле (Блок не знал, наверное) августа Галла Плацидия похоронена в Риме, а здание, которое называют ее мавзолеем, было просто часовней. Да и «спящий в гробе Теодорих», хоть и нашел последний приют в Равенне, в собственном мавзолее не покоится: в свое время кости короля-арианина были выброшены, а мавзолей переделан в церковь.

Так что единственная и неоспоримая реальность из того, о чем писал Блок, - это именно мозаики: раннехристианские мозаики (V и VI веков н. э.) в таком количестве и такого качества не сохранились больше нигде. 

Не каждому доведется  побывать в Италии, и, наверное, никому не удастся увидеть в этой стране все, что достойно внимания. Итальянцы это понимают и очень любят делиться своим культурным наследием со всем миром. А то, что нельзя в оригинальном виде возить по миру, они копируют. За последние годы петербуржцы познакомились с уменьшенной копией капеллы Скровеньи в Падуе, украшенной фресками Джотто, с макетами знаменитых зданий, расположенных в разных уголках Италии. Но то были, пусть мастерски сделанные, все-таки бумажные и уменьшенные копии; копии же равеннских мозаик сделаны из того же материала, что и
оригиналы, и того же размера.

Коллекция копий древних мозаик Равенны была создана в начале 1950-х по инициативе профессора Джузеппе Бовини. Каждый образец снимался на кальку, затем определялись цветовые оттенки смальты, которая заказывалась стекольным заводам Мурано в Венеции. Даже если вы в Равенне бывали, сходить на выставку стоит: вряд ли там вы могли рассматривать мозаики со столь близкого расстояния - многие из них находятся на большой высоте.

Отдельное спасибо итальянцам за подробные комментарии, ведь мозаики - это не просто красота, а зашифрованное послание (современникам-то оно было понятно). И хотя это действительно красота, вы не найдете ни одной детали, введенной в композицию просто «для красоты». Значение имеет каждый цветочек, каждая птичка и даже абстрактный, на наш взгляд, орнамент. Например, в изображении цапли и черепахи в базилике Святого Виталия мы видим просто картину природы, а на самом деле черепаха символизирует тьму, а цапля - свет. А орнамент «греческий ключ», украшающий мавзолей Галлы Плацидии, хоть и известен с античных времен, в христианской традиции был переосмыслен, потому что по форме напоминает крест. В самом большом из представленных на выставке фрагментов - изображении императрицы Феодоры и ее придворных - одной из самых значимых деталей оказывается... рисунок плаща императрицы. Оказывается, это ответ тем, кто упрекал Феодору в увлечении еретическим учением монофизитов, отрицавших человеческую природу Иисуса Христа. Изображение на подоле плаща трех волхвов, поклонившихся Христу и как Богу, и как человеку, должно было убедить хулителей императрицы в их неправоте. 

Мозаики из Равенны - не просто произведения искусства. Это в первую очередь - свидетельство об эпохе, о которой за давностью лет мы думаем крайне мало. Изображения на стенах зданий донесли до нас портреты исторических личностей, сведения о жизни и быте римских граждан времен заката Римской империи, о религиозных и философских спорах тех лет.

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх