Петербург должен стать городом-садом
Об этом мечтает ученый-ботаник Георгий Родионенко
Большой ученый, патриот и замечательный человек, патриарх российской науки, доктор биологических наук, профессор-консультант Ботанического сада Российской академии наук Георгий Иванович РОДИОНЕНКО всю свою жизнь посвятил воплощению этой мечты. Сегодня, 28 марта, ему исполняется 95 лет. Сотни, тысячи его учеников, которым он привил любовь к природе, растениям и необыкновенному цветку - ирису, тепло и искренне поздравляют Георгия Ивановича с юбилеем, желают ему доброго здоровья и бодрого долголетия. С Георгием Родионенко, любимым учителем питерских цветоводов-любителей, автор этих строк знакома давно и сегодня, в день его рождения, решила познакомить с ним читателей.
Сын штабс-капитана бегал в школу босиком
Родился Георгий Иванович в 1913 году в маленьком городке Ардебиль в Персии. Отец его служил в воинской части русской армии, командированной для охраны резиденции шаха от нападения воинственных курдов.
Штабс-капитан Иван Родионенко, родом из кубанских казаков, командовал отрядом, состоящим из солдат и матросов. Это был справедливый и доброжелательный к подчиненным офицер. Когда в России разразилась революция, царские войска покинули Персию, и семья Родионенко оказалась в Ялте. Штабс-капитан Родионенко с женой, подхватив маленького Георгия, взошли на корабль, отправлявшийся в Турцию.
Только Антонина Ивановна, проплакав всю ночь, уговорила мужа остаться на родине, и утром они сошли с корабля. От вполне возможного расстрела бывшего царского офицера спас служивший под его началом в Персии матрос, доказавший своим соратникам, что Иван Родионенко не враг, а искренний друг простых людей.
Сначала семья добралась до Дербента, а вскоре осела в Сухуме. Жили очень бедно, в глинобитном, увитом глицинией домике. В школу подросший Георгий бегал за шесть километров босиком.
Засадили огород, приобрели буренку, а 13-летний Георгий обустроил настоящую пасеку. Он уже тогда природу любил во всех проявлениях: его очаровывало многоцветье красивых и разнообразных по форме цветов, он делал прививки садовым саженцам, выращивал виноградные лозы. Окончив школу, Георгий поступает в Сухумский институт сельскохозяйственных культур. В Сухумский институт приезжали многие ленинградские ученые, они отмечали любознательного и способного студента.
«Помогли» Ленин с Троцким
Шел 1937 год. Комсомольца Родионенко вызывают в комитет комсомола.
- Ты политзанятия проводишь?
- Провожу.
- И делаешь политическую ошибку. Говоришь, что Троцкий всю жизнь боролся с Лениным. А надо говорить, что Ленин боролся с Троцким. Это очень серьезная ошибка.
Пришлось Родионенко расстаться с комсомольским билетом. Разбираться, кто донес, было недосуг - многие друзья абхазы были арестованы: свирепствовал бериевский геноцид. Надо было спасаться, и Георгий шлет телеграмму ленинградскому профессору Порецкому, с которым подружился в Сухуме. Профессор, зная Родионенко как талантливого ботаника, вызывает его в Ленинград.
Так решилась его судьба - с февраля 1939 года Георгий начинает работать в Ботаническом саду. Здесь он был садоводом, аспирантом, младшим и старшим научным сотрудником, заведовал десять лет Ботаническим садом, стал доктором биологических наук, профессором и главным ирисоводом мира.
Биолог стреляет по танкам
Война застала его в экспедиции на озере Балхаш. Солдат Родионенко вскоре становится командиром взвода противотанковых пушек. А эти пушки, вспоминает сегодня Георгий Иванович, «выдвигались на самый передок», обеспечивая пехоте противотанковую оборону.
Трудно назвать во время боев место, более или менее опасное, но уж противотанковые орудия впереди пехоты - опасно по определению. Лейтенант Родионенко всегда верил, что в самых жестоких боях уцелеет: мама Антонина Ивановна умолит Матерь Божью сохранить жизнь ее сыну. Вот от ранений такой защиты не ощущал.
И его тяжело зацепило - пришлось ампутировать стопу и голень правой ноги. Долго лечили, переливали донорскую кровь, последнюю операцию сделали в Ленинграде в 1945 году... Георгий Иванович верит, что благодаря женщинам-донорам он вернулся в свой родной Ботанический сад.
А сад был в ужасном состоянии: все восемь оранжерей пугали скелетами ржавых остовов, жалкими трупами множества кадочных растений...
За ирисами ходил в горы
Он отправляется в Сухум и Сочи, где его помнят, где много друзей, готовых помочь. И Родионенко привозит оттуда восемь вагонов субтропических растений. Это были агавы, цветонос которых вырастает на двенадцать метров, заставляя раскрывать кровлю, чтобы дать воздух и солнце тысячам цветов этого удивительного растения; мандариновые и лимонные деревья, азалии и драцены - все, что мог достать на Кавказе Георгий Иванович, он привез в Ботанический сад. Первые три вагона шли в Ленинград целых 27 суток, но ни один южный гость не пострадал.
В 1951 году Георгий Иванович определил свою главную тему в бесконечно разнообразном мире флоры: изумительные цветы ирисы. Постепенно они очаровали ботаника своей необычной красотой, многообразием форм: бородатые и безбородые, низкорослые и высокие; многоцветьем - синие и голубые, белые и желтые... Эти древние цветы, упоминаемые еще за четыре тысячи лет до нашей эры и названные в честь богини радуги Ириды, обладают многими полезными человеку качествами и используются в технике, медицине, парфюмерной и кондитерской промышленности.
Георгий Иванович совершил более тридцати научных экспедиционных поездок в труднодоступные районы Кавказа, Средней Азии и ряда зарубежных стран. Шестнадцать из них были практически альпинистскими походами в горы за редкими дикорастущими ирисами.
Первый такой поход Георгий Иванович, отбросив костыли и освоив протез, совершил в Красной Поляне, поднявшись на гору Ачишхо. Сейчас он тревожится, не нарушится ли в связи со стройкой здесь олимпийской столицы природный баланс флоры и фауны этого удивительного края.
Спасти уникальный парк!
Почти семьдесят лет живет Георгий Иванович своим родным Ботаническим садом. Он создал иридарий - коллекцию ирисов, в которой содержатся образцы, не повторяющиеся в других коллекциях. Уникальная коллекция касатиковых, созданная Георгием Ивановичем Родионенко, по праву должна считаться национальной ирисовой коллекцией. В мировой практике не было зимостойких ирисов, Георгий Иванович вывел зимостойкий японский ирис. Для японцев ирис - цветок почти священный, поэтому они так высоко ценят уникальную монографию Родионенко «Род Ирис - IRIS L.», ставшую докторской диссертацией ученого.
Ученый-ботаник трепетно относится к зеленым жителям нашего города.
«Помогите спасти один из ценнейших дендропарков города!» - обращается Георгий Иванович к общественности. Отважусь процитировать несколько строк из этого обращения:
«На пересечении проспекта Энгельса и Ланского шоссе сама судьба подарила ленинградцам - петербуржцам исторически сложившийся прекрасный парк - это бывшая усадьба Ланских. Самой большой дендрологической ценностью парка является рощица гигантских белых тополей, растущих у самого водоема, посаженных еще самим хозяином усадьбы, которому удалось соединить красоту могучих серебристых крон с красотой изящного, им же созданного пруда. К огорчению, над парком Ланских в последние годы нависла смертельная угроза...»
И действительно, в уникальном парке идет строительство частного особняка, устанавливаются уродливые ограды.
...В переиздании знаменитой книги Родионенко «Ирисы» воспроизведены иностранные медали, которыми награжден российский ученый: высшая награда Британского общества ирисоводов медаль памяти Майкла Фостера и именная медаль № 1 Американского общества ирисоводов имени Би Варбуртона. Этими медалями профессор гордится так же, как и двадцатью шестью российскими правительственными наградами за ратные и трудовые подвиги. Но лучшей наградой для Георгия Ивановича стал бы наш зазеленевший город в цветах. Город-сад.
Клара АНИКИНА
Фото из архива семьи Родионенко
Важно: Правила перепоста материалов