Освободит ли берега прокуратура?
Местные власти Ленобласти не в состоянии защищать права граждан на доступ к водоемам
Что-то видим, что-то - нет
Летнее обращение движения в защиту озер, направленное во все правоохранительные органы и в администрацию президента, продолжает давать плоды. На этот раз правоту общественников подтвердили проверки в Выборгском и Приозерском районах Ленобласти, о чем и сообщил им природоохранный прокурор ЛО Владимир Иванилов. По материалам этих проверок должны быть освобождены еще несколько подходов к реке Рощинке и озеру Большое Барково у поселка Орехово.
Прокуратура с удовольствием воспользовалась «агентурными данными», предоставленными ей общественностью буквально на блюдечке, и подтвердила: в Рощине обнаружен ряд домовладений с заборами, построенными по урез воды. Это дома № 26 и 40 по Советской улице и № 5, 8 и 10 по Островной. А в прибрежно-защитной полосе озера Большое Барково проверка выявила незаконное ограждение сразу двух баз отдыха - «Гренландия» на бывшей территории пионерлагеря «Светлана» и «Журавушка». Нарушители получили очередные представления о ликвидации самозахватов. Кроме того, прокуратура возбудила дела об административных правонарушениях, которые направлены для административного расследования и принятия решения по существу в Управление Росприроднадзора по Ленинградской области.
И все бы хорошо, но прежняя практика продолжается: реакция прокуратуры направлена только на адреса, непосредственно указанные в обращениях граждан. Нарушения же по соседству прокуратура опять в упор не видит. Так, по данным движения «Против захвата озер», на Рощинке в пределах поселка насчитывается около 30 крупных водозахватов. Рядом с домом по Советской, 40, который прокуратура отметила, есть адрес с обозначением 40А - роскошное поместье с намывным (!) прогулочным мысом. По выходным хозяева устраивают там частные концерты. Однако в прокурорском отчете этого адреса, увы, почему-то нет.
«Хонка» прокуроров не боится
Такая избирательность очень на руку нарушителям природоохранного законодательства, которые порой даже не стесняются рекламировать свою деятельность. Так, жители поселка Юкки во Всеволожском районе сообщают о действиях компании ООО «Хонка-парк» на Тохколодском озере. Там ведется строительство элитного коттеджного поселка «Family Club». А в рекламных объявлениях компании среди прочего упоминается «благоустроенная пляжная зона и пирс». До последнего момента было неясно, планирует ли застройщик огораживать берег озера. Однако буквально на днях на берегу появилось ленточное ограждение как раз по урез воды.
Напомним, что у «Хонки» уже есть один конфликт с жителями по поводу берегового строительства: планы компании построить коттеджный поселок на берегу озера Вероярви в Токсове закончились отказом Федеральной регистрационной службы регистрировать договор аренды этого участка, а жители Токсова добились создания на нем особо охраняемой природной территории с мораторием на застройку. Жители поселка Юкки намерены обратиться во властные и надзорные органы с просьбой внимательно проконтролировать действия застройщика и не дать ему нарушить ст. 6 Водного кодекса, запрещающую огораживание берегов.
Собаки заели. И «отдельные родственники»
Впрочем, кое-где обращения граждан все же дают результат. Однако не совсем такой, как хотелось бы. Так, владельцы коттеджей, напуганные проверками, приноровились формально соблюдать законодательство - но делают все, чтобы люди не могли воспользоваться своим правом беспрепятственного доступа к берегам. Свежий пример - ситуация в Лисьем Носе на улице Морские Дубки. Все дома на улице, вплоть до пересечения ее с Пограничной, задним фасадом выходят на залив, причем заборы находятся в пределах береговой полосы. Проход между заборами и урезом воды составляет 5 - 10 метров, ближе к концу улицы он еще уже. В конце улицы он вообще завален камнями.
Все усадьбы охраняются собаками. Желающим пробраться к заливу приходится делать это в непосредственной близости от беснующихся за сетчатыми оградами псов.
Владельцы усадьбы к северу от Пограничной улицы в том же Лисьем Носе пошли еще дальше. Проход между ее забором и урезом воды есть - и собаки тоже. Но секции забора убраны таким образом, что длина цепи крупной злой собаки позволяет ей легко «простреливать» этот проход.
Ну а у жителей поселка Светлое Приозерского района проблемы не с собаками, а с родственниками. Правда, чужими. К озеру Красное у жителей поселка раньше был один путь, который всех устраивал. Но теперь и он, и малые тропинки, по их словам, перекрыты, по поводу чего они написали письмо на имя президента Медведева. Причем напрямую, минуя областные власти. Причину они объяснили в собственном послании: в связи с тем, что коттеджи здесь понастроили... близкие родственники высших должностных лиц области. Отсюда и попустительство местных властей: год назад еще можно было обойти «охраняемую зону», но в этом году уже все загорожено.
Спорные ограждения у Красного озера захватывают особо охраняемую природную территорию, считающуюся памятником природы. Именно здесь правительство Ленобласти сузило ширину охраняемой зоны с 500 до 200 метров, а районные власти слезно просят урезать ее до... 50 метров! После письма президенту в поселке побывала комиссия правительства Ленобласти. Нарушения, конечно же, нашли. Но будут ли они отражены в каком-то документе и исправлены - неизвестно.
Тем не менее ситуация пусть и медленно, но меняется. Оказывается, древняя мудрость «стучите - и вам откроется» справедлива и для наших дней. Особенно тогда, когда «стучать» в соответствующие органы начинают все больше и больше. Тогда-то и выясняется, что главная проблема нашей страны - не правовая, а исполнительская. Законы есть, приняты они в интересах граждан - но исполнять их порой трудно заставить даже самые что ни на есть государственные органы государственной же власти.
Марина ГЛЕБОВА
Важно: Правила перепоста материалов