Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Людмила Петрушевская

перевела свои истории в рисунки

Писатель, сценарист, режиссер, теперь и мультипликатор. Она поднялась на сцену, оглядела несколько стоявших на столике своих книг. Взяла одну, раскрыла и прочитала вслух несколько отрывков.

В сборник новелл, сказок и пьес «Черная бабочка» вошли произведения, которые полностью копируют блокнот автора, они располагаются даже в том же порядке. Традиционные трагические новеллы о первом брачном часе женщины и странном мужском существе соседствуют со сказками - новым для автора жанром.

«Рассказ новеллического жанра - самое шоковое и серьезное в литературе. Жанр - шок. Это как «Легкое дыхание» Бунина», - объяснила Петрушевская. Эти новеллы как укол, только один навсегда запечатленный факт.

Мы не встретим в новых произведениях знакомого пера писателя. В последнее время Людмила Стефановна все больше уходит в эксперименты. Рисует анимацию, целыми днями скрупулезно воюя с ноутбуком. Пишет стихи, граничащие с рэпом. Не меняется только ее взгляд из-под шляпки. Она ломает стереотипы и обращается к давно знакомым жанрам.

«Верлибр - спасительная вещь. Многие писали верлибром. Поэзия дышит, где хочет, иногда даже там, где нет рифмы», - говорит Петрушевская. Писать традиционно - это значит подчиняться правилам, что совсем не для нее. «Пограничные сказки про котят» - это целый сериал с обычными героями, которые зачастую носят известные нам имена (дедушка Сережа Шварц, Анна Каренина). Казалось бы, мы все о них уже знаем, но автор поселила их в жизнь, где они соседствуют с нами, с котами, мышами и глаголят истину. Сказка на границе прошлого, настоящего и фантазии. Мы с детским любопытством попадаемся на удочку этой интеллектуальной сказки.

«В выборе: пора спать и строчка пришла - я выбираю строчку, - рассказывает Людмила Стефановна. - Самая первая сказка была написана в пятом часу утра. Героев несколько. Котята в штанах. Муму с обнуленными глазами, она сторожит тапочки Тургенева, который сидит в трехлитровой банке. Корова Иван - дочь Полины Виардо расслабленно потягивает папиросу. Ну вот, картина, - показывает на иллюстрацию в книге Людмила Петрушевская. - Виардо и Тургенев смотрят, что о них пишут в ЖЖ».

Ее графические наброски персонажей, которые на экране всего-то и умеют шевелить только рукой или верхней губой, открывают для нас писательский мир. Пока только несколько серий авторской анимации появилось на свет. Но Петрушевская, приговаривая и грозя - «рисую я вот этим пальцем!», - обещает продолжение рисованных историй.

Елена ЛИТУСОВА

↑ Наверх