Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Дмитрий Вересов: Живем между эпохой Рыб и эпохой Водолея

В телеэфире — снова мистический сериал «Черный ворон», поставленный по книгам петербургского писателя

Накануне телепремьеры на «ТВ-3» Дмитрий Вересов с удовольствием согласился побеседовать с корреспондентом «ВП» о своих книгах, о телевидении и о мистике, которая сплошь и рядом встречается в нашей самой обыденной жизни. Особенно в таком мистическом городе, как Петербург.

В сериале передать мистику практически невозможно

- Дмитрий Александрович, признаюсь, что прочитала всю вашу эпопею «Черный ворон». Случайно купила первую книгу, потом, уже целенаправленно, вторую, а там и третью, и четвертую... Очень увлекательно, причем и бытовая линия, и тесно переплетающаяся с ней мистическая. Но вот сериал не смотрела. Да и разве возможно передать все эти тонкие материи на экране в формате телесериала?

- Перед создателями «Черного ворона» даже не стояла задача снять сериал про тонкие миры. Главным было - показать историю женских судеб. Понятно, что бытовую историю снять легче, чем историю мистическую, с проникновением за грань обыденной реальности, перевоплощениями... Да и в моей книге мистическая линия не выпячивается, она просто постоянно присутствует, придавая происходящему дополнительные измерения.

Действительно, мистика плохо поддается переносу на экран, хотя, казалось бы, сегодня возможности кино просто безграничны. Многие поклонники романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» были разочарованы телесериалом. Причем отмечали, что если бытовая линия вполне удалась, то вот с мистикой - не вышло.

Я могу себе представить, как снять мистику в фильме для большого экрана, особенно если есть хороший режиссер, который сумеет создать особое настроение с помощью каких-то многозначительных деталей, визуальных и звуковых эффектов... Но в сериале это сделать почти невозможно. Я лично видел пять версий «Мастера и Маргариты». И ни одна, на мой взгляд, не была удачной.

- Может, надо снимать так, как сняты «Дозоры» Бекмамбетова? Чем вы объяснили зрительский успех этих фильмов?

- Книга Сергея Лукьяненко, по которой поставлены фильмы, очень неплохая. Конечно, она несколько вторична, идет от Стругацких, это очевидно. Но все же достаточно оригинальна и не пуста. А кино - это просто светошумовая граната, бьющая по зрительским нервам. Смысла в нем нет никакого, актерам не дали ничего сыграть, уничтожая психологические связи идиотским (с точки зрения смысла) монтажом. Это кино для геймеров. А поскольку в кино сейчас ходят в основном подростки-геймеры, то успех обеспечен.

В повальном увлечении мистикой есть свои опасности

- Телевидение, как известно, отражает массовые вкусы и желания. Сейчас начался новый телесезон, и едва ли не на каждом телевизионном канале присутствует передача мистического толка. Это и «Битва экстрасенсов», и «Территория призраков», и «Феномен». А канал «ТВ-3» так и вовсе объявил себя «настоящим мистическим». Откуда, на ваш взгляд, такой интерес к мистике у масс?

- Время такое. Меняются эры, эпохи, одна уже исчерпала себя, другая еще не народилась. Живем между эпохой Рыб и эпохой Водолея. Граница между реальным и потусторонним мирами стала зыбкой, связь более сильной. Люди уже получают за свои грехи прямо при жизни, не дожидаясь перевоплощений. Многие это чувствуют.

Но в повальном увлечении мистикой, потусторонним, сверхъестественным есть свои опасности. Я бы посоветовал всем, кто не наделен особыми способностями, не лезть без острой необходимости в эту сферу.

Насчет экстрасенсов же скажу, что я им не верю. В этой сфере сегодня очень велик элемент шарлатанства, обмана. Подобные «экстрасенсы», к которым люди толпами обращаются в надежде получить помощь, могут нанести человеку огромный вред. Это опаснее, чем недобросовестные врачи.

Мистика Аполлинарии

- Недавно вышел ваш новый роман «Третья тетрадь». О Достоевском и Аполлинарии Сусловой.

- Не только и не столько о них. Их отношения служат отправной точкой для событий, которые разворачиваются в Петербурге в наши дни и которые оказываются причудливым образом связанными с прошлым, с романом Достоевского и Сусловой. Простая девушка - парикмахерша из Купчина бросается в воду и в состоянии стресса, предощущения гибели пересекается с «монадой» - с Аполлинарией Сусловой. Она спасается, живет дальше и сама не понимает, откуда у нее берутся те или иные настроения, воспоминания, слова. Она меняет имя, она меняет жизнь. Волею обстоятельств становится связанной с неким петербургским антикваром, который ищет переписку Сусловой с Достоевским. В результате он находит исчезнувшую тетрадь Сусловой, но запечатленная в ней правда о ее отношениях с Достоевским оказывается настолько жуткой, что он ее уничтожает.

Так или иначе, но отношения с Сусловой оказали огромное воздействие на творчество Достоевского. Все главные героини его позднего творчества в чем-то схожи - на всех наложила свою печать Аполлинария Суслова. Полина в «Игроке», Аглая в «Идиоте», Катерина Ивановна в «Братьях Карамазовых». Помимо этого, Лиза в «Бесах», отчасти Настасья Филипповна. Даже в Грушеньке (хотя все прекрасно знают реальный прототип этой героини) тем не менее присутствует какой-то отблеск Аполлинарии. И сама эта живая женщина отчасти была его творением - это он сделал ее такой, какой она стала. Но мы в ответе за тех, кого приручили. Об этом я, собственно, и пишу.

- Вы ощущаете присутствие мистики в обыденной жизни?

- Конечно. Это абсолютно реальные вещи. Мы сами притягиваем к себе определенные ситуации, определенных людей, совпадения происходят не просто так, случайности не случайны.

Беседовала Зинаида АРСЕНЬЕВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх