Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Закон волчьей стаи

Осенним днем иду по густому лесу. Осторожно ступаю, поминутно прислушиваясь. Еще бы: гудит лес, но не от ветра и бури — от протяжных криков живых существ. Лоси, значит, разгулялись. Свадьбы празднуют. Но лосиные свадьбы — это, собственно, бои самцов. Самки не встревают в потасовку, но победителю подчиняются безропотно.

Осенние лоси злобны и агрессивны и доходят в своей страсти до полного помешательства. Вся сила лося - в мускулистых ногах и рогах. Наддаст и поддаст.

И вот натыкаюсь я на рога. Свежие и вырванные буквально с корнем.

Что за драма тут случилась? Рога вообще-то - «приспособление» временное и отваливаются сами по себе. Безболезненно - но зимой. А на их месте начинают расти новые, и с новыми ответвлениями. Чем развесистее рога, тем авторитетнее самец в глазах потенциальной самки и тем страшнее для соперников.

А тут в самое боевое время остался мужик без своего главного украшения. Да все на него теперь просто - тьфу! И будет он весь год маяться и до самой зимы злобиться.

Да что там рога? Наткнулся я как-то на лесной дороге на чей-то череп. Явно не лосиный, а более мелкого животного. И снова вопрос: чей и откуда? Убили это самое животное или померло оно собственной смертью - по находке не определишь. И где все остальное? Сразу вспомнились рассказы бывалых охотников.

Один сибиряк-соболятник, который жил вполне официальным промыслом пушных зверей, поведал такую историю.

Ставил он капканы на соболя, и попадались в эти ловушки те, для кого они предназначены. Но вдруг перестали попадаться. Прихлопнутая лапка есть, а зверька нет. Сам отгрыз и ушел? Такое случается, но куда уйдешь на трех лапах и долго ли протянешь? Съедят ведь другие хищники. Так что это редкие случаи.

Так маялся охотник своими сумрачными мыслями много дней, пока не пошел за советом к другому охотнику - волчатнику. Промысел этот в не столь давние времена был тоже вполне официальным и даже особо уважаемым - там, где эти хищники сильно лютовали, нападали на скот и даже на людей.

Волчатник, который на волках, как говорится, собаку съел, поведал соболятнику свою историю.

Приходилось и ему ставить капканы. И именно на волков. Такие особо обработанные, чтобы отбить человеческий запах. И попался в один из капканов волчара. То есть попался, но осталась  в капкане одна только лапа. Точь-в-точь ситуация соболятника. Ответ - или вариант ответа - нашелся через несколько дней.

В очередном капкане опять обнаружилась лапа, а вокруг на сырой земле - множество следов, чисто волчьих, и следы волочения. Пошел охотник по этим следам и среди бурелома обнаружил разбросанные кости. Изрядно погрызенные, но череп почти целый.

Славно попировала волчья стая! А что еще делать - кушать всем хочется, и суров закон борьбы за существование.

Волчий череп охотник принес домой и воткнул его на кол - один из столбов изгороди. Такая вот страшилка - в назидание тем, кто попытается посягнуть на человеческое жилище. Так, наверное, поступали и наши далекие нецивилизованные предки. Во всяком случае множество почти окаменевших останков всякого зверья находят при археологических раскопках. На территории России обнаружены даже огромные поселения, сложенные из костей мамонтов. И не в далекой Сибири, а в средней полосе. Жили, значит, и здесь доисторические животные, жили они и на территории нашей области, и строили из их скелетов вполне комфортные по тем временам дома. Не все же в пещерах жить.

Теперь такого «богатства» в лесах не найти. Даже кости крупных животных исчезают бесследно. Кому они нужны?

Вот и наш волчатник пошел через короткое время проведать место волчьего пира - пусто! На кости, рога и копыта тоже, оказывается, спрос есть. И не обязательно у крупных хищников, а часто у самой что ни на есть лесной мелкоты. Кальций, содержащийся в костях, нужен очень многим, особенно в период беременности и выхаживания потомства.

Да что там звери! Обычные насекомые тоже основательно чистят леса и поля.

Умри своей смертью, погибни землеройка или лесная мышь, скончайся крот, случайно вылезший на поверхность из подземных ходов, - тут же невесть откуда сползутся к этому месту жучки из числа естественных санитаров. Они роют землю под умершим животным, и, допустим, крот постепенно, но довольно быстро погружается в яму. Сверху место погребения засыпается - и уже нет на виду никого и ничего. А под землей можно пировать сколько еды хватит. Будет кто топать наверху - и не будет знать, что там под землей происходит. На тропе чистота, а вокруг полное благолепие...

Эдуард АЛЕКСАНДРОВ

Фото автора

Секция походов выходного дня Санкт-Петербургского турклуба приглашает

23 октября

Ст. метро «Нарвская» - ул. Ивана Черных, 23 (музей «Нарвская застава»). Руководитель - Е. Оборонкова, сбор на ст. метро «Нарвская» на выходе в 10.40.

25 октября

Пл. 69-й километр - оз. Радужное - оз. Темное - пл. 69-й километр (19 км). Руководитель - Л. Пирогова, сбор на ст. Девяткино в начале состава в 9.00 (электропоезд в 9.19).
«Город Шлиссельбург» (10 км). Руководитель - Э. Воробьева, сбор на ст. метро «Улица Дыбенко», слева, у автобуса № 575 в 10.30 (проезд - 45 руб., льготы действуют).
Зачетный поход: ст. Токсово - оз. Хепоярви - лютеранская кирха - Понтусова гора - пл. Кавголово (12 км). Стажер - И. Бушманова, сбор на ст. метро «Девяткино» на выходе из 1-го вагона в 9.00.

25 - 26 октября

Пл. 67-й километр - р. Смородинка - пл. 67-й километр (14 км). Руководитель - Ф. Еропкин, предварительная запись - по телефону 701-42-76.

26 октября

Ст. Рощино - р. Рощинка - ст. Ушково (17 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 8.35.
Разведывательный поход: ст. Шапки - озера Гурьевское, Рамболовское, Семушкино - ст. Шапки (28 км, иметь резиновую обувь). Руководитель - О. Хлямов, сбор на Московском вокзале в центре зала в 8.15.

 

↑ Наверх