Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Петербургская глава

194 года назад 15 октября родился великий русский поэт Лермонтов

Родился он в Москве. Казалось бы, Михаилу Юрьевичу Лермонтову не за что было любить Петербург. В этом городе частенько происходили с ним всякие неприятности. То неудобное стихотворение на смерть поэта Пушкина напишет... И на кого, интересно, намекает, говоря «а вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов...»? То в дуэльную историю ввяжется с иностранцем - из-за красавицы ли Марии Щербатовой, или вздумав свое Отечество защищать перед французом. А то явится на бал к Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой, где присутствуют члены императорской фамилии, и не подумает, что со стороны опального офицера это «неприлично и дерзко». Бедная бабушка Елизавета Арсеньева все глаза выплакала, выручая своего Мишеньку из петербургских неприятностей. И все же Петербург в судьбе Лермонтова - это отдельная глава. И какая!

У синего моста

Впервые Лермонтов появился в столице в 1832 году. Не поладив с профессорами Московского университета, решил перевестись в Петербургский. Но пришлось бы заново сдавать некоторые предметы, а к этому самолюбивый юноша не был готов. И, как ни вздыхала бабушка, добился своего - поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров у Синего моста. Сейчас на этом месте возвышается Мариинский дворец, а тогда стояло здание, построенное Валленом Деламотом, так называемый дом Чернышевых.

С первого взгляда Петербург Лермонтову, что называется, не показался.

Увы! как скучен этот город,
С своим туманом и водой!..

Но уже через пару недель после приезда в Петербург, под впечатлением морских прогулок по Финскому заливу, был написан гениальный «Парус».

Постепенно новые друзья (и новые приключения) заставили Лермонтова примириться с Петербургом. Все-таки в жизни юнкера было много приятного. Например, кондитерская Беранже у того же Синего моста. Там юнкерам верили в долг, отвели для их пирушек особую комнату, а в те дни, когда юнкеров водили в баню, «...этому Беранже была большая работа: из его кондитерской, бывшей наискось от бани, носились и передавались в окно подвального этажа, где помещалась баня, кроме съестного, ликеры и другие напитки. ...скажу только, что мытья тут не было, а из бани зачастую летели пустые бутылки на проспект...». И параллельно - новые поэмы «Измаил-бек» и «Хаджи-Абрек». Еще одна редакция «Демона». Задумывается роман «Вадим». А в рукописном журнале «Школьная заря» - весьма нескромные поэмы «Уланша», «Праздник в Петергофе» и другие. Кажется, их до сих пор не печатают в Полном собрании сочинений.

В 1834 году Лермонтов был произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка и навсегда покинул стены Школы гвардейских подпрапорщиков. А вскоре переехала и сама школа. В расположении Измайловского полка для нее было отстроено отдельное здание (теперь Лермонтовский пр., 54). Но и став Николаевским кавалерийским училищем, школа гордилась своим знаменитым выпускником. Первый лермонтовский музей был организован именно здесь. А в 1916 году перед зданием Николаевского училища появился памятник поэту работы скульптора Б. М. Микешина. Он там стоит до сих пор.

«Веселый и добрый малый...»

Лейб-гвардии Гусарский полк был расквартирован на окраине Царского Села в Софии. Службой гусар особо не обременяли, даже учения могли перенести, если в Петербурге, скажем, давали модную оперу Обера «Фенелла». Лермонтов с головой окунулся в светскую жизнь, часто бывал на балах, в театре, ездил к цыганам в Павловск, где поселился знаменитый хор Ильи Соколова. Сослуживцы если и не любят Мишеля (слишком зол на язык), то многое прощают ему за остроумие, веселые карикатуры, всегдашнюю готовность к проказам. «Веселый и добрый малый» - так вспоминают о нем многие товарищи по полку. Ему прощают даже стихи - кавказская романтическая поэма «Хаджи-Абрек» без ведома Лермонтова напечатана в журнале Сенковского и имеет некоторый успех. По некоторым сведениям, Пушкин якобы прочел поэму и, одобрив, сказал: «Далеко пойдет мальчик!» Конечно, хотелось бы, чтобы состоялась такая «передача лиры», но, увы, сведения очень и очень
недостоверны.

А уже готова (и отклонена цензурой) драма «Маскарад», где действие происходит в доме Энгельгардта (Невский пр., 30). И начата работа над романом «Княгиня Лиговская». Петербург становится не только местом службы и развлечений, но и местом, где живет и служит Григорий Александрович Печорин.

Самый петербургский роман Лермонтова

Летом 1836 года Лермонтов нанимает на Садовой в доме Шаховского (Садовая ул., 61) квартиру для бабушки, а сам живет в Царском Селе, но часто приезжает в Петербург. Здесь, в доме Шаховского, он начинает писать «Княгиню Лиговскую». Потом персонажи этого незавершенного романа возникнут в «Герое нашего времени», действие перенесется на Кавказ, но в «Княгине Лиговской» полноправным героем становится Петербург. Лермонтов точен в своих описаниях улиц и площадей города, скрупулезно прослеживает маршруты героев. Печорин служит в лейб-гвардии Конном полку, манеж которого находится на Конногвардейском бульваре. Он едет домой по Вознесенской улице (теперь Вознесенскому проспекту), затем «вдоль по канаве» (Екатерининский канал), по Невскому, Караванной и через Симеоновский мост по Фонтанке. Лермонтов поселяет Печорина в доме известного богача - полковника Григория Кушелева (Фонтанка, 32). «Тут сани Печорина остановились у богатого подъезда с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящей обделкой». Существовала акварель художника Людвига Премацци, изображавшая кабинет Кушелева. Его обстановка схожа с обстановкой кабинета Печорина.

А другой герой романа, бедный чиновник Красинский, живет где-то за Обуховым мостом, где действительно селились небогатые люди - предшественники героев Достоевского. И ресторан «Феникс», где случайно сталкиваются Печорин и Красинский, существовал на самом деле. Он помещался рядом с подъездом дирекции Александринского театра и был чем-то вроде артистического клуба.

Кидала ночь свой странный полусвет...

Не будем пересказывать историю, связанную со стихотворением Лермонтова «На смерть поэта» и последующей ссылкой на Кавказ. Потом будут короткие наезды в Петербург, и последний вечер в дружеском салоне Карамзиных (Гагаринская ул., 16), и отъезд утром 14 апреля 1841 года навстречу своей смерти. Вряд ли поэт так уж любил Петербург, скорее - понимал его значение и возможности. Может быть, не случайно и Петербург ему не давался - не окончена «Княгиня Лиговская», недописана петербургская поэма «Сказка для детей». Но, пожалуй, один из самых прекрасных романтических пейзажей нашего города мы найдем именно в этой поэме.

Тому назад еще не много лет,
Я пролетал над сонною столицей.
Кидала ночь свой странный
полусвет;
Румяный запад с новою денницей
На севере сливались, как привет
Свидания с молением разлуки,
Над городом таинственные звуки,
Как грешных снов нескромные
слова,
Неясно разливались, и Нева,
Меж кораблей, сверкая
на просторе,
Журча с волной их уносила в море.

После таких строчек кажется, что, проживи Лермонтов чуть дольше... Но между 6 и 7 вечера 15 июля 1841 года у подножия Машука он был убит. Причина дуэли до конца не выяснена.

Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх