Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

История страны на серебре

При студии «Леннаучфильм» существует уникальный музей

В Петербурге более 130 музеев. Но и петербуржцы, и гости города в основном знают только несколько самых знаменитых гигантов. Народная тропа не зарастает в Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамеру...

Однако в нашем городе есть маленькие музеи, которые достойны того, чтобы о них знали все. Один из них - уникальный музей, существующий при студии «Леннаучфильм», что на Мельничной улице. Недавно там побывал корреспондент «ВП». Экскурсию для него любезно провела редактор студии Лариса Кухалева.

Интересно становится уже по дороге в музей. Поднимаешься по старым лестницам, проходишь мимо мастерских - там на монтажных столах гудят катушки с пленкой, работники студии клеят очередную ленту. Наконец попадаешь в небольшое помещение, плотно заставленное, завешенное... историей.

- Некоторые вещи про «Леннаучфильм» мало кому известны, - рассказывает Лариса Павловна. - Например, то, что в одном из фильмов консультантом был знаменитый Семен Буденный. То, что в состав старой черно-белой пленки всегда входило серебро. И раз в квартал мы должны были сдавать 100 килограммов серебра - взвешивали его как раз на этих весах.

Да и то, что студия наша работала в блокаду. В сорок первом все наши операторы ушли на фронт. Вылетали, выезжали на задания в разных родах войск. Снимали знаменитый салют после снятия блокады...

- А вот, - Лариса Павловна показывает неуклюжую трехногую кинокамеру, - «ка-эска». Ею как раз и снимали во время войны.  

И рядом - портреты погибших, много портретов. Гравюры с блокадным Ленинградом работы знаменитого Андрея Ушина. Он тоже здесь работал.

- Если говорить о послевоенном периоде - снимал у нас гениальный Павел Клушанцев. Вам, конечно, должны были про него рассказать в первую очередь. Это человек, который впервые начал делать фильмы о космосе. Настоящий кудесник. Мы сделали тут его уголок памяти.

Действительно, всего лишь уголок - но просто глаза разбегаются: макеты костюмов космонавтов, орбитальных станций. Клушанцев использовал  комбинированные съемки: в «космических» сценах снимались куклы с лицами актеров.

К слову, о космосе: наши ребята поднимались на Эверест, делали кино «Восхождение на Канченджангу» - там они не добрались до верха буквально 20 метров, предоставили это альпинистам, а сами снимали. И в качестве еды им выдавали вот такие космонавтские пайки: «чернослив», «хлеб»... Они могут храниться тридцать лет.

А рядом совсем другое, но не менее замечательное. Портрет Смоктуновского в роли Фучика в фильме «Дорога бессмертия», Толубеев...

- БДТ, - говорит Лариса Павловна, - у нас переснимался практически весь. Это ведь был неплохой приработок для актеров. Начинали здесь прекрасные режиссеры - Эдуард Розовский, Виталий Мельников. А вот и карикатуры на них. «Мои современники».

И многие другие начинали у нас: Семен Аранович, Юрий Климов, который снимал самые разные фильмы о животных: о «роддоме белых медведиц». Игорь Вайденко - может, вы в детстве смотрели кино «Обезьяний остров». В 70-х на остров в Псковской области высадили группу обезьян и оператора - вот он и снимал их жизнь.

Саша Сидельников -  погибший у Белого дома. Шальная пуля, а может - расстреляли. Мы не знаем. Совершенно гениальный молодой режиссер - ему было всего 37 лет. Он делал фильмы об экологии, когда об этом вообще нельзя было говорить: о том, например, как высохло Аральское море.

Валентина Гуркаленко, наш нынешний художественный руководитель, сняла очень много фильмов о природе, о науке, о религии.

Вот рабочие места: фотографии цехов. Был огромный мультицех, звукоцех, осветительный, комбинированный... А вот старый монтажный стол. На нем работали до того, как перешли на те столы, что сейчас в мастерских. Не очень красивый, но это наша рабочая лошадка.

- Это не важно, даже если некрасивый. Главное, что заслуженный, - ответил я, с каким-то даже трепетом смотря на верстак, действительно неказистый.

В музее «Леннаучфильма» со многими экспонатами так. Смотришь - вроде самая простая вещь для служебных нужд. А на самом деле...

Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх