Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Валерий Гергиев

издалека разглядел «Новые горизонты»

За более подробным рассказом о предстоящем событии мы обратились к Валерию Гергиеву, который будет дирижировать на концертах в первые два дня фестиваля. Художественный руководитель Мариинского театра присутствовал на встрече, так сказать, не живьем. Он связался с журналистами по телефону - пока садился на самолет в Риме.

- С чего начнутся «Новые горизонты-2008»?

- В прошлом году мы начали с приглашения молодого британского композитора Томаса Адеса, многие из его произведений тогда впервые прозвучали в России.

Вторые «Новые горизонты» открываются программой, которая, несомненно, заинтересует многих. Мы исполним второй акт оперы Родиона Щедрина «Лолита». И это событие мне хотелось бы отметить особо, потому что мы продолжаем сотрудничество с Родионом Константиновичем после ошеломляющего успеха его «Очарованного странника». Также в первом концерте мы исполним «Вознесение» Мессиана, уже звучавшее в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» наряду с произведениями Дютийе, и «Нотации» Булеза. Во Франции Булез дирижировал оркестром Мариинского театра, и я не теряю надежды, что он сможет приехать и в Петербург.

Во втором концерте 31 октября прозвучат произведения венгерских композиторов ХХ века Дьердя Куртага, Дьердя Лигети и Белы Бартока, чьи сочинения вряд ли хорошо знакомы широкой публике. Концертным исполнением «Замка герцога Синяя Борода» мы продолжаем традицию исполнения европейских опер на русском языке - в репертуаре Концертного зала на русском уже звучат «Волшебная флейта» Моцарта, «Джанни Скикки» Пуччини, «Испанский час» Равеля. А завершится первая часть фестиваля 4 и 5 ноября «Братьями Карамазовыми» Александра Смелкова - оперой, премьеру которой я считаю большим событием.

Фестиваль продолжится в середине декабря второй серией концертов, в которой я хотел бы выделить «Реквием» Бориса Тищенко на стихи Анны Ахматовой. Мы уже представляли Вторую симфонию этого композитора в прошлом году. Работа была очень трудная, и Борис Иванович особо ждал этого исполнения. Сейчас мы с не меньшим интересом будем работать и над «Реквиемом», который давно не звучал в Петербурге.

Вообще фестиваль «Новые горизонты» - это наше нововведение, и я надеюсь, что у него будет свое особое звучание, появится своя публика.

- Как именно отбираются произведения для репертуара?

- Мариинский театр, разумеется, готов и стремится работать с живущими композиторами - вне зависимости от того, 35 им лет или 90. Единственный наш критерий - это качество музыки. Мы очень плодотворно работали и со Щедриным, и с Тищенко, и со Слонимским. Сегодня коллектив Мариинского готов к исполнению и оперных и балетных партитур современных композиторов, которые до сих пор считаются очень сложными. Мы должны вернуть на сцену театра или Концертного зала сочинения композиторов, которые были в тени Шостаковича и Прокофьева, но писали действительно хорошую, однако не слишком известную в мире музыку.

- А каковы именно ваши планы на будущее в этом направлении?

- Мы, например, намерены вернуть в репертуар «Мертвые души» Щедрина. Не должно быть такого, чтобы на полках нотных библиотек пылились сочинения, которые достойны места на сценах крупнейших театров.

Мариинский театр за последние двадцать лет сделал многое для пропаганды оперно-симфонического наследия Прокофьева и Шостаковича. Это был наш твердый курс.

Теперь работа по возвращению в репертуар колоссального наследия великих русских композиторов ХIX - ХХ веков почти завершена, и мы приступаем к воплощению наиболее трудных и ответственных проектов - о них 20 лет назад я мог только мечтать. Сегодня наш приоритет - работа с произведениями современных композиторов: и признанных ныне живущих мастеров, и талантливой молодежи.

Подготовил Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх