Георгий Фиртич:
Нам не хватает патриотизма
Фиртич - мастер, охвативший практически все сферы музыки. Он создал множество произведений в популярном жанре, его песни, киномузыка покорили сердца миллионов. Достаточно сказать, что не многие мелодии сравнимы по популярности с музыкой к культовым мультфильмам «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит». Но прежде всего Фиртич - ярчайший представитель мирового музыкального авангарда, его называют корифеем, столпом авангардной культуры, продолжателем традиции русского футуризма.
Любое выступление Георгия Ивановича сопровождается овацией. Фиртич - великолепный пианист, блестящий джазмен, импровизатор с уникальным, неповторимым стилем, замечательный педагог.
Как всякий большой музыкант, Георгий Иванович очень не любит говорить о себе.
- Георгий Иванович, сегодня стали поговаривать, что искусство народу не нужно, во всяком случае профессиональное. Теперь каждый сам себе творец...
- Искусство всегда существовало, было необходимо даже в самые смутные времена. Но есть искусство - и антиискусство. Например, нынешнее антиискусство - это попса. Особенно в России. Сейчас российская попса - самого низкого уровня в мире.
- Но разве «антиискусство» - обязательно массовое?
- Нет, конечно! Но дело в том, что в связи с так называемой демократизацией все стали художниками, не имея к тому потенциальных возможностей. Из этих «художников» выдвигаются самые удачливые торгаши, а торговать прибыльнее всего массовым продуктом. Так не только в попсовой музыке - во всех искусствах.
Современная архитектура, например, будто воочию состоит из деловых бумажек, из облигаций, не вполне добросовестных.
- А как должно быть?
- Так, как было у нас (да и не только у нас - и за рубежом). Массовую музыку сочиняли Эшпай, Хренников, Мокроусов - словом, великие мастера. Была взаимность: народу давали настоящие шедевры, а не подделки - и народ любил их. Была культура - теперь ее заменили рынком, который я бы назвал базаром.
- Да, кстати, есть ведь «элитарное» искусство...
- Ну да... Большинство людей - читателей, слушателей - не имеют понятия о том, что у нас есть настоящее современное искусство, в частности передовая музыка. Современная же гласная «элита» - самопровозглашенная. В литературе это здорово видно. Например, сочинения Сорокина - продукция безграмотного человека. А ведь за счет все той же рыночной раскрутки читатели жрут это в качестве высокого искусства. Люди начинают принимать самозванную элиту за настоящую, их оболванивают.
- Останется ли что-нибудь от нашего времени? Из того, что теперь модно, раскручено?
- Не останется ничего. Но я верю в потенциал России. У нас самая передовая, самая многонациональная, многообразная культура. Нас ждет могучий прорыв.
- Что нужно для приближения прорыва?
- Патриотизм. В Европе в живом звучании существует музыка пяти сотен лет, вплоть до Средневековья. Университеты имеют радиостанции, которые транслируют серьезную музыку. У нас даже русскую классику можно услышать в должном исполнении только в Мариинке. Надо знать и пропагандировать, экспортировать свою культуру, как это делают западные страны.
- Георгий Иванович, вопрос вам, как мэтру авангарда. Какая музыка - современная?
- Живая. Человек может родиться стариком, может сто лет прожить молодым. Бетховен, Жоскен, Глинка - современны. Современны все те, кто источает свет, видим сам по себе, а не в отраженном свете.
- Теперь вопрос создателю популярнейших мелодий. Существует ли рецепт хита?
- Не существует. Мастерство, конечно, важно. Но прежде всего - талант, озарение.
Беседовал Роман РУДИЦА
Важно: Правила перепоста материалов