Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Майя Пильдес:

Школа должна быть по-хорошему консервативна

56-я гимназия Петербурга в последние годы стала чем-то вроде парадного портрета всего петербургского образования - да и, честно сказать, российского тоже. Однако - помимо нескрываемой гордости за образцово сделанную работу - это добавляет гимназии и массу проблем. Причем таких, какие большинству городских школ даже и не снились. Главная, например, звучит так: как не застыть не пьедестале и куда двигаться дальше. Гость газеты - директор 56-й Майя Борисовна ПИЛЬДЕС.

- Майя Борисовна, вам не скучно жить? Ведь добились всего, чего хотели...

- А вы разве можете предположить, чего мне хотелось? Вряд ли. Потому что я по жизни всегда стремилась к лидерству, была лидером и лидером остаюсь - и не вижу смысла этого стесняться. Но лидерство в моем конкретном случае - вещь не только сугубо индивидуальная, но и вполне коллективная. Наша гимназия - действительно лидер в современном образовательном процессе. Еще раз в этом убедилась несколько дней назад, когда пришлось заседать в жюри конкурса российских школ в рамках нацпроекта «Образование». Коллеги, представляя свои проекты - кстати,  замечательные настолько, что я лично завидовала, - не раз говорили: а это вот мы подсмотрели у Майи Борисовны, это - на сайте 56-й вычитали, а это - по опыту Петербурга... Не скрою, было приятно.

- Я, честно говоря, после визита в вашу гимназию в приятном шоке: как будто попала в то будущее, из которого к нам в свое время Алиса Селезнева пожаловала. Представить не могла, что дети в школе могут быть чем-то иным, кроме орущей толкающейся стаи, что в школе не страшно развешивать зеркала на каждом шагу и ставить светлые диваны, что классы похожи на офисы каких-нибудь суперкорпораций...

- Вы знаете, этот ряд можно продолжать до бесконечности. И мы действительно тихо радуемся и диванам, и зеркалам, и тому, что на столах в классах вы не найдете царапин... Не потому, что дети у нас какие-то особенные: мы берем всех, кто к нам хочет. Просто нашим воспитанникам делать всякие гадости - некогда. Они постоянно заняты на уроках, они ведут насыщенную интеллектуальную жизнь. Это одна из главных целей всего процесса организации жизни школы - и образовательного, и воспитательного.

Считаю, что школа должна быть по-хорошему консервативна. Ее основа - то, что школу делает школой, - внутренняя дисциплина и дисциплина ума. Добиться их оптимального сочетания сложно - особенно с учетом той вакханалии вседозволенности, что царит за школьным порогом. Но если «это» захлестнет и школу - последствия будут ужасными. И потому школа должна быть авторитарна - в хорошем значении этого слова, от авторитета учителя до приоритета знаний.

- А как же инновации?

- Я к ним отношусь суперпозитивно - но только в том случае, если они обеспечивают развитие. Если нет - они просто не нужны. Надеюсь, в нашей гимназии мы нашли оптимальное сочетание. Свидетельство чему - победы во всех тех  конкурсах и смотрах, которые нам интересны. Мы доказываем и себе, и родителям, и детям, что мы - хорошая, успешная школа, что мы воспитываем успешных людей, способных добиться счастья.

Мы трижды получали по миллиону за счет побед в программах нацпроекта «Образование» и сумели на эти деньги сделать очень многое. Однако с 2009 года выделение грантов для школ на федеральном уровне прекратится, они останутся только для учителей.

- А как же подушевое финансирование, на которое в Петербурге перешли раньше других регионов страны?

- Считаю переход на подушевое финансирование безусловным благом. Да и новые условия оплаты труда учителей, разработанные комитетом образования, безусловно, помогли петербургскому учительству. Но вопросы все же остались. В нашей гимназии 2500 учеников, за обучение каждого город нам платит по 25 тысяч рублей. А в Москве - по 98 тысяч! А в Нижнекамске школе, которая может быть предметом мечтаний любого ученика и его родителей, почти 10 миллионов было выделено на 558 учеников вдобавок к «подушной» цене региона. Кстати, в «нашу» сумму включаются абсолютно все расходы школы - в том числе на оборудование классов и оплату коммунальных услуг. А в «московскую» - расходы на ЖКХ и на оборудование не входят.

Но если государство гарантирует право на образование и равный доступ к нему, оно должно установить оптимальную стоимость образования в расчете на каждого ученика - с тем, чтобы эта сумма давала возможность выполнить государственные образовательные стандарты. А уж регионы имели бы право лишь добавлять к этой сумме, но никак не отнимать. Увы, ни Минэкономики, ни Минфин, ни Минобразования так и не знают, сколько «стоит» ученик...

- Насколько, на ваш взгляд, городские чиновники понимают проблемы петербургской школы?

- Комитет по образованию многое делает, чтобы подтянуть все школы города к какому-то приемлемому сегодня уровню. И это явно удается. Нас, директоров школ, похоже, понимают, выслушивают, мы работаем в очень тесном контакте. Но ведь в школе все развивается прецедентами - в том числе и процесс рождения школ-лидеров. И вот тут, мне кажется, нужна штучная работа. Лидеры - а к ним я по праву отношу и нашу гимназию, и ряд других школ города - не должны останавливаться. Иначе нашему первенству скоро придет конец. Как и лидерству Петербурга в этой сфере - а мы, город в целом, вполне вправе им гордиться.

Мне кажется, стоило бы подумать о системе петербургских грантов для лучших школ. Пусть это будут 20 - 30 миллионов в год для 3 - 5 победителей. Для лучших - и тогда у школ города появится вдобавок к моральному весомый материальный стимул развития. Сумма не слишком велика. Ее, мне кажется, можно выделить даже без дополнительного финансирования - ведь в пересчете на каждую школу города это порядка 20 - 30 тысяч рублей, которые можно собрать в городскую копилку. Но эти деньги будут работать как никакой другой рубль в системе образования. Если лидеров поддержать, все остальное мы сделаем сами. И это не голые обещания: наш опыт показывает, что мы на это способны.

Наша справка

Майя Пильдес - пионервожатая, учитель, директор. В «своей» школе (потом гимназии) уже 18 лет. Добилась строительства нового здания на Чкаловском проспекте, потом - превращения гимназии в крупнейший на Северо-Западе РФ образовательный комплекс. Сейчас в нем дошкольное отделение, две начальные, средняя и старшая школы, центр дополнительного образования, ППМС-центр и загородная база отдыха. Трижды ее гимназия становилась победителем общероссийского конкурса в рамках нацпроекта «Образование», дважды - победителем конкурса «Лучшие школы России».

С 1992 года заслуженный учитель, с 2005-го - народный учитель РФ. Награждена орденом Почета. Член Общественного и Межведомственного советов при Министерстве образования РФ, координационного совета Всероссийского педагогического собрания.

Беседовала Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх