Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Люди, львы, пароходы и паровозы

Музею истории ОАО «Пролетарский завод» исполнилось 40 лет

В марте прошлого года, открывая нашу фирменную рубрику «Промышленная архитектура», мы в одной из первых публикаций обратили внимание читателей на Пролетарский, или Александровский, завод и подробно рассказали о его истории и сегодняшнем дне. Заводу уже 180 лет, и нынче, в честь знаменательной даты, мы напомним о том, чем  он примечателен и чем особенно интересен его музей, который существует при заводе уже 40 лет. Экспонаты, собранные в его витринах, можно назвать уникальными. Перед глазами проходят и вся долгая жизнь завода, и по большому счету история развития промышленности в Петербурге.

«Живитель российских мануфактур»

В 1789 году выходец из Шотландии Чарлз Гаскойн, поработав на Олонецких пушечном и чугунолитейном заводах, основывает чугунолитейный завод в Кронштадте. В 1801 году он переводит завод на Петергофскую дорогу (теперь на этом месте - знаменитый Кировский завод). Гаскойна в должности смотрителя Петербургского чугунолитейного сменяет его земляк Матвей Кларк. При нем завод перестраивается и расширяется. При участии завода изготавливаются знаменитые ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе, Николаевские ворота в Павловске. Но страшное наводнение 1824 года буквально смыло завод и погубило 158 членов семей мастеровых завода (они были заперты в казармах и не сумели выбраться). Потрясенный масштабами бедствия, Александр I пожаловал десять тысяч рублей для раздачи пострадавшим и сказал окружившей его толпе: «Я вас не оставлю».

Матвей Кларк и его коллеги отыскали более возвышенное и сухое место - на седьмой версте Шлиссельбургского тракта. 27 марта 1825 года Александр I собственноручно утвердил решение о переносе завода, а уже 7 сентября 1826 был пущен литейный цех. Завод получил имя Александровский литейный, и его директором стал Матвей Кларк.

Вызывает уважение история завода, выпускавшего и первые пароходы, и первые паровозы, и первые опытные подводные лодки. Но наиболее весомую роль сыграл Александровский завод в создании архитектурных памятников - символов Петербурга. Львы на Адмиралтейской набережной, Колесница Славы на Арке Главного штаба, Квадрига, управляемая Аполлоном, на фронтоне Александринского театра, Нарвские и Московские триумфальные ворота... А есть еще скрытые от посетителей Зимнего дворца уникальные безопорные перекрытия, разработанные Кларком и изготовленные на Александровском заводе. И решетка Смольного собора. И решетки петербургских мостов и набережных. Недаром назвал его кто-то из журналистов теперь уже позапрошлого века «живителем российских мануфактур».

Став Пролетарским, завод ремонтирует самые мощные локомотивы, в том числе знаменитых серий «ИС» («Иосиф Сталин»), «ФД» («Феликс Дзержинский»), «СО» («Серго Орджоникидзе»). И вся история предприятия - в витринах и стендах его музея. 17 октября в музее ОАО «Пролетарский завод» на научно-практическую конференцию «Индустриальный Петербург в контексте времени» собрались представители разных музеев города, экскурсоводы, специалисты КГИОП, даже литераторы.

«Третий лев» Пролетарского завода

Вопрос директору музея Полине Кривской:

- Полина Борисовна, почему 40-летие музея вы решили отметить конференцией?

- Мне кажется, сегодня не праздник одного музея, а праздник многих промышленных музеев города. Ведь они сумели пережить трудные времена вместе со своими предприятиями. А сколько музеев закрылось, сколько уникальных коллекций погибло! И то, что российские предприятия не только выжили, но и сумели сохранить свою индустриальную историю, - добрый знак. История продолжается. И моя давняя мечта - чтобы появился музей индустриального Петербурга, где можно было бы ознакомиться с развитием промышленности в главном городе страны. Ведь именно в Петербурге рождались технические приоритеты, которые потом расходились по всей стране.

- Но такой музей, конечно, не отменяет существования маленьких заводских музеев?

- Конечно, нет. В настоящее время заводской музей - элемент корпоративной культуры предприятия. Но все же, не ознакомившись с историей развития всей петербургской промышленности, невозможно понять, что такое твой завод, какое место он занимал и занимает. Не зная ничего о промышленной культуре Петербурга, мы, в сущности, незнакомы с половиной петербургской культуры. Скажем, пушкинские стихи, посвященные статуям перед Александровским дворцом... «На статую играющего в бабки» или «На статую играющего в свайку». Помните?

Юноша, полный красы,
напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, -
тешится быстрой игрой!

Они ведь относятся не к этим статуям, а к их гипсовым предшественникам, по образцу которых в год смерти Пушкина на Александровском заводе были отлиты и установлены царскосельские статуи... А наши львы! Такие же стоят по крайней мере в двух городах США, а почему? Потому что в Россию приехали американские механики налаживать производство паровозов. И видимо, они гордились не только промышленными изделиями завода, но и художественными, поэтому и увезли копии наших львов в Америку.

О самой Полине Борисовне рассказывает доктор архитектуры, сопредседатель ВООПИК (и наша постоянная собеседница. - Прим. ред.) Маргарита Штиглиц:

- Прекрасно, что музей существует, пережил трудные времена, пользуется поддержкой администрации предприятия. И конечно, музей живет, если в нем работают такие энтузиасты, как Полина Борисовна. Человек, преданный делу, самоотверженный, настоящий Дон Кихот в юбке. Талантов у нее немало, энергии не занимать - в музее постоянно проходят выставки, семинары, проводятся экскурсии для школьников Невского района.

- Насколько я знаю, Полина Борисовна ведет еще и научную работу?

- Да, у нее великолепные публикации, монографии, она проводит много времени в архивах, восстанавливая не только события «дано минувших дней», но и историческую справедливость. Как она защищала доброе имя Матвея Кларка, когда появились публикации о том, что он якобы недобросовестно отнесся к изготовлению Колесницы Славы на Арке Главного штаба. И ей удалось с цифрами в руках доказать свою правоту.

Вспомнив о двух чугунных львах перед фасадом завода, я подумала, что директор музея недаром родилась в августе - под знаком Льва. Определенно ей - по характеру, темпераменту, верности избранному пути - суждено было стать «третьим львом» Александровского - Пролетарского завода...

Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА, фото автора

 

↑ Наверх