Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

«Если она упадет, я готов упасть вместе с нею!»

180 лет назад в Петербурге была торжественно открыта Триумфальная арка Главного штаба на Дворцовой площади

Ее венчает фигура Славы в большой колеснице, запряженной шестеркой коней, из которых двух крайних под уздцы держат воины. Украшенная квадригой, эта арка стала своеобразным венцом творения гениального зодчего Карла Росси.

Когда директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорит о том, что Дворцовая площадь есть самая патриотическая площадь в нашей стране, он проводит основную ось: Арка - Александровская колонна - Александровский зал Зимнего дворца с портретом царя - победителя Наполеона.

Арка в этой триаде является первой по времени постройки, поэтому от нее и следует вести точку отсчета наполнения Дворцовой площади памятниками патриотического содержания.

Кстати, патриотическое назначение Арка выполняла и всю советскую эпоху, только официально называлась некоторое время Аркой Красной Армии. Через нее вступали на Дворцовую площадь в дни парадов красноармейские подразделения, а 8 июля 1945 года под сводами россиевской арки прошли солдаты и офицеры Ленинградского гвардейского корпуса.

В общем, она была и остается настоящим гимном защитникам Отечества.

История же ее появления восходит к 1811 году, когда на имя военного министра генерала от инфантерии Барклая де Толли поступил царский рескрипт, которым предписывалось «назначить для Генерального штаба таковое помещение, в котором бы рассеянные части его соединились».

Проект поручили Карлу Росси. К 1824 году здания были готовы, и только тогда началась работа над созданием системы арок, которые соединяют Большую Морскую улицу с Дворцовой площадью. Идея с аркой, посвященной победе в Отечественной войне 1812 - 1814 годов, которую будет венчать огромная скульптурная композиция - квадрига с колесницей триумфатора, вызывала серьезные сомнения у особ из императорской свиты, да и у самого Николая I.

Надо вспомнить, что император имел на то основания. Он любил причислять себя к инженерам, и вполне по праву - в инженерном таланте ему не откажешь. Но в инженерном, равно как и в организаторском, таланте не откажешь и зодчему Росси, который одновременно и работал над Аркой Главного штаба, и возводил купол над штабной библиотекой. Росси привлек к работе над скульптурной группой выдающихся мастеров - профессоров Академии художеств Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского, а литейщики, которым было поручено изготовление скульптур, внесли бесценное рацпредложение - делать фигуры не из чугуна, а из листовой меди. Это уменьшило их вес в пять раз. Над аркой был поставлен груз не в восемьдесят, а всего в шестнадцать тонн.

И когда сомнения относительно крепости арки император высказал Росси, тот ответил: «Если она упадет, я готов упасть вместе с нею».

В день открытия архитектор поднялся на арку.

С тех пор прошло 180 лет. Триумфальная арка Главного штаба гордо возвышается над Дворцовой площадью - одной из самых красивых, а наверно, и самой красивой площадью в мире. И ни у кого не возникает сомнения относительно ее надежности.

И только одна печальная история вспоминается при взгляде на нее. В начале XXI века, когда город готовился к празднованию трехсотлетия, многие памятники реставрировались. Колесница тоже. Зимой она была упрятана в тепляк. В новогоднюю ночь, когда на Дворцовой площади началось веселье, кто-то из шутников, имя которому - преступник, выстрелил из ракетницы в сторону Арки. Возникший пожар в мгновение ока свел всю работу реставраторов на нет. Фигуры оплавились. Неимоверными усилиями гениальное творение скульпторов позапрошлого века было восстановлено нашими реставраторами.

Давайте беречь Дворцовую площадь! И заодно - неповторимый облик Петербурга.

Алексей ЕРОФЕЕВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх