Олимпийская слава России
Сто лет назад петербуржец Николай Панин-Коломенкин стал нашим первым олимпийским чемпионом
Ровно сто лет назад, 28 октября 1908 года, в Лондоне на Четвертых Олимпийских играх начались соревнования по фигурному катанию, которые сутки спустя завершились блистательной победой петербуржца Николая Панина-Коломенкина в турнире по исполнению специальных фигур. Именно наш земляк стал первым олимпийским чемпионом в истории России.
Связь между нынешним поколением российских спортсменов и их знаменитыми предшественниками хрупка. Многие ли, скажем, игроки «Зенита», которые в прошлом году завоевали золото футбольного чемпионата, знают, как их не менее легендарные одноклубники в далеком уже 1944 году выиграли Кубок СССР? Вот и о победе Панина-Коломенкина в современном Питере наслышаны не многие (хотя бы знают - ведь в данном случае найти живых свидетелей триумфа не представляется возможным - да и близких родственников у первого олимпийского чемпиона, после его смерти в 1956 году, не осталось).
В советской историографии было принято вести летопись наших спортивных побед с летней Хельсинкской олимпиады 1952 года, когда в составе сборной СССР на Играх дебютировали ленинградцы. А Николая Панина-Коломенкина кумиром не считали ни до революции, ни после. В «Олимпийской энциклопедии», изданной в 1980 году, в реестре олимпийских чемпионов по фигурному катанию наш земляк вовсе не значится. Еще бы - ведь турнир по специальным фигурам вошел в олимпийскую программу по фигурному катанию всего однажды, зачем «мелочиться»? Да и поныне нет на берегах Невы ни памятника, ни хотя бы бюста, бронзовой скульптуры первого «олимпионика» - есть лишь красивая надгробная плита, об установке которой едва ли кто слышал.
Пора бы восполнить многочисленные пробелы в нашей спортивной памяти. Чем мы сегодня вместе с читателями и займемся.
Соревнования по фигурному катанию в рамках летней Лондонской олимпиады проводились на катке с искусственным льдом. Первый таковой появился в Англии еще в 1876 году, а тридцатью годами позже технология намораживания льда аммиаком была близка к совершенной. Ну а каток лондонского «Принсесс-холла», расположенный в крытом помещении с трибунами для зрителей, оборудованный раздевалками и массажными кабинетами, был лучшим в британской столице.
В Лондоне турнир по специальным фигурам включал изображение четырех фигур. Когда Панин представил их чертежи в судейскую коллегию, общий вердикт был единодушен: три фигуры сложны, но поддаются исполнению. Четвертая - из области фантастики.
Справедливости ради скажем, что именно эта фигура была придумана не Паниным, а Георгом Сандерсом, который представлял Россию на Олимпиаде в качестве судьи. Сандерс правильно рассчитал - если Панину удастся ее выполнить, то золотая медаль, что называется, в кармане. Во-первых, сумма баллов может оказаться непревзойденной. А во-вторых, такое мастерство Панина произведет неизгладимое впечатление на его соперников.
Расчет оказался верным. Перед Играми практически все участники тренировались вместе на искусственном катке в Берлине. Главный претендент на олимпийское золото Ульрих Сальхов с легким презрением смотрел на тщетные усилия Панина выполнить «клюв» в левом углу фигуры Сандерса - при повороте фигурист полностью терял скорость. И вдруг Панина осенило - заменить «клюв» на «крюк». Внешне фигура практически не менялась, при этом скорость не терялась.
Поняв, что в специальных фигурах проиграет, Сальхов снялся с соревнований по специальным фигурам. Его примеру последовал американец Ирвинг Брокау. Впрочем, газеты это объясняли их «желанием сосредоточиться на произвольной программе», поскольку соревнования по спецфигурам проходили утром 29 октября, а произвольное катание - во второй половине дня.
Таким образом, Панину противостояли лишь два малоизвестных англичанина, Артур Камминг и Джефри Холл-Сэй. Если сравнить их фигуры, представленные в отчете МОКа об Олимпиаде-1908, с панинскими, то это почти что фабричная скрипка против инструмента Антонио Страдивари.
Вот как сказано в отчете МОК об исполнении Панина: «Панин, который сделал этот раздел фигурного катания областью своих специальных исследований, был на голову впереди своих соперников как в сложности фигур, так и в непринужденности и в то же время тщательности их исполнения. Он резал лед серией отточенных движений, почти с математической точностью».
При этом английских газетчиков поражало, что Панин катался на левой ноге. Объяснялось это тем, что в детстве у него была одна пара коньков на двоих с сестрой. И как мужчина, он ей уступал правый конек. Так и привык кататься на левой...
Борис ОСЬКИН и Владислав ПАНФИЛОВ
Важно: Правила перепоста материалов