Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

В свои 70 он мог выстрелом из пистолета погасить спичку

Что такое специальные фигуры? Где хранится золотая медаль Панина?

Что такое  специальные фигуры?

Это вычерчиваемые на льду рисунки, сложность и «оформление» которых не регламентировались правилами. Кто-то из участников рисовал розу, кто-то - тюльпан. Единственное условие - фигура должна вычерчиваться на одном коньке, без отталкивания другой ногой. Ход фигурист получает за счет перемещения центра тяжести.

Главное в фигурах - рисунок. Конечно, фигуристы на соревнованиях не рисуют пейзажи. Однако линии получаются весьма замысловатые, дарящие наслаждение эстетам. Вот как рассказывал об этом сам Панин: «Специальные фигуры изобретались самим участником и представлялись в судейскую коллегию, которая оценивала их по шестибалльной системе по трем показателям: новизне, трудности и качеству исполнения на льду. То есть можно было заказать очень сложную фигуру, с множеством «клювов», «крюков», «выкрюков» (так называются рисунки, получающиеся при смене направления движения на льду), но если исполнение не будет соответствовать заявленному чертежу, то оценки будут весьма низкими».

Медаль Панина - жертва «бойкота»

Золотая олимпийская награда Николая Панина-Коломенкина не сгинула в вихре событий, потрясших Россию в первой половине прошлого века, - она хранится в отделе нумизматики Государственного Эрмитажа.

По сравнению с современными олимпийскими наградами золотая медаль Панина невелика - всего 33 миллиметра в диаметре и весит 27,76 грамма. Нынешние и больше, и тяжелее. Зато панинская медаль - по-настоящему золотая, ибо изготовлена из золота 583-й пробы (современные «золотые» награды изготавливаются из серебра, лишь золотятся сверху).

Медаль была изготовлена в Бирмингеме по эскизу знаменитого австралийского скульптора Эдгара Бетрама Маккеннала (1863 - 1931 гг.), который больше известен своими монументальными произведениями - например, конной статуей короля Эдуарда VII в Мельбурне или королевы Виктории в Балларате (Австралия) и Лахоре (Пакистан). Как мастер миниатюр Маккеннал прославился изготовлением коронационной медали короля Георга V.

Медаль «от Маккеннала» получилась вполне английской: вопреки уже сложившейся тогда традиции изображать на олимпийских наградах древнегреческую богиню победы Нику, на ее лицевой стороне - две девушки в античных одеждах держат лавровый венок над головой атлета-победителя. На обороте - покровитель Великобритании святой Георгий, поражающий дракона.

В Эрмитаж эта медаль попала в 1979 году. «Нам принесла ее пожилая женщина, которая назвалась дальней родственницей Николая Панина-Коломенкина, - рассказала главный научный сотрудник, хранитель отдела нумизматики Эрмитажа Евгения Щукина. - Естественно, мы знали, кто такой Панин-Коломенкин и об истории этой медали, поэтому купили ее».

Сумма, за которую она была приобретена, звучит по нынешним временам смешно - всего 700 рублей. Нынешнюю страховую стоимость медали назвать затруднительно - экспонат ни разу не покидал стен Эрмитажа, поэтому специально и не оценивался. «В 1988 году Олимпийский музей при МОК в Лозанне предложил нам выставить медаль во временной экспозиции, посвященной 80-летию Лондонской олимпиады, - продолжила Евгения Семеновна. - Но тогдашний президент НОК СССР Марат Грамов воспротивился».

Добавим, что это был тот самый товарищ Грамов, «благодаря» которому СССР бойкотировал летние Игры-1984 в Лос-Анджелесе и наши спортсмены потеряли целую Олимпиаду. Выходит, Грамов приложил руку и к «малому бойкоту», из-за которого мир лишился возможности лишний раз вспомнить о нашем выдающемся спортсмене.

Кроме наградных медалей на Олимпиаде в Лондоне спортсменам выдавали и памятные - всем участникам. Медаль эта выполнена также по проекту Маккеннала из белого медальерного сплава и больше наградной - 55 мм в диаметре. Эрмитаж ее приобрел у родственницы Панина за 30 рублей.

О первом петербургском и российском олимпийском чемпионе вспоминают его знаменитые земляки.

Игорь Москвин: В свои 70 он мог выстрелом погасить спичку!

Заслуженный тренер СССР Игорь Москвин, можно сказать, принял у Панина-Коломенкина эстафету олимпийских побед: подготовил первых ленинградских (и советских) олимпийских чемпионов по фигурному катанию Людмилу Белоусову и Олега Протопопова.

- Из всех ныне живущих специалистов фигурного катания я, пожалуй, ближе всех был к Николаю Панину-Коломенкину. Сперва мы с ним общались, так сказать, через бортик ледовой площадки - в 1947 году я был молодым фигуристом, а он судил наши соревнования. Николая Александровича, человека пожилого, приглашали на турниры в качестве почетного арбитра. Помню, он приходил на каток в широкой волчьей шубе, в валенках и садился в плетеное кресло, которое для него специально вытаскивали. Панин-Коломенкин комментировал каждое выступление и выставленные оценки. Для нас, молодых, все это было настоящим праздником.

Помню, как Николай Панин-Коломенкин помог мне получить зачет по фехтованию, который принимал у меня завкафедрой фехтования Константин Булочко, интеллигентнейший человек, но весьма строгий преподаватель. А я не посетил ни одного его занятия - фехтование изучалось зимой, в самое горячее время для фигуристов. Пошел я к Николаю Александровичу: «Покажите мне, пожалуйста, хотя бы то, о чем Булочко спросит непременно». Панин продемонстрировал основные позиции, стойку, уколы, защиты. «А теперь один прием покажу, - сказал он. - Нанеси мне укол». Я присел и сделал выпад. А он сделал захват моей рапиры, какое-то круговое движение рукой, вжик - и мой клинок стукнул меня самого по затылку...

Вот этот-то прием я применил против Булочко. У наставника даже очки свалились. «Игорь, кто вас этому научил? - изумился Константин Трофимович. - Вы же не были ни на одном занятии». - «Николай Александрович Панин», - с гордостью ответил я. «Больше у меня вопросов нет. Давайте зачетку», - сказал Булочко. Позже я узнал, что он был учеником Панина, занимался у него до войны на семинаре в институте им. Лесгафта...

Кстати, Николай Александрович пользовался успехом у прекрасного пола, особенно когда рассказывал им о своих победах. Но - без налета пошлости, который иной раз позволяют себе в мужской компании. Да и спортсменом оставался отменным: в возрасте за семьдесят он у меня на глазах с расстояния порядка 10 метров выстрелом из пистолета гасил спичку.

Алексей МИШИН: Труды Панина необходимо переиздать!

Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, профессор, заведующий кафедрой конькобежного спорта и фигурного катания Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья Алексей МИШИН называет себя прямым продолжателем дела Панина-Коломенкина:

- Достижения Панина можно сравнить с изобретением системы нот для записи музыки на бумаге. Подобно нотам в музыке, Николай Александрович предложил так называемую систему позиций, которая позволила описывать движения. Кроме того, он первым понял и объяснил механику поворотов в нашем виде спорта - а фигурное катание заключается во вращении.

Я считаю себя наследником Панина, тем, кто развил его научный подход к фигурному катанию на коньках. Когда я писал диссертацию, посвященную биомеханике движений фигуриста, книга Панина лежала у меня на столе. Конечно, в чем-то я с Николаем Александровичем расхожусь - скажем, он считал обязательные фигуры, «школу», основой фигурного катания. Однако движения при исполнении этих фигур неестественны для человека. Поэтому, когда «школу» исключили из программы соревнований, фигурное катание сразу рвануло на более высокий уровень. Сейчас дети, никогда не изучавшие обязательных фигур, достигают уровня, который Панин представить себе не мог.

Труды Панина необходимо переиздать. Мы сейчас со знаменитым историком фигурного катания Юрием Якимчуком работаем над этим. Увы, пока не можем найти инвестора. Поэтому к этой знаменательной дате - столетию первой в России золотой олимпийской медали - книга запаздывает.

Подготовили Борис ОСЬКИН и Владислав ПАНФИЛОВ

↑ Наверх