Газета выходит с октября 1917 года Sunday 1 сентября 2024

От Афин до Пекина

Каким стандартам соответствовали олимпийские медали

Олимпийские медали всегда были больше, чем простые награды, - они были символом того, что их владелец стал лучшим атлетом в мире. Потому и отношение к их дизайну и изготовлению было особенно трепетным.

Самые первые медали, которых удостоились чемпионы Игр в Афинах в 1896 году, весили 47 граммов, но дорого (и дорогого стоили) - были отчеканены в Парижском монетном дворе по модели француза Жюля Шаплена. На них изображался Зевс, держащий в руке земной шар со стоящей на нем богиней Никой. Рядом надпись по-гречески: «ОЛИМПИЯ». На обороте было помещено изображение Акрополя с надписью по-гречески: «Международные Олимпийские игры в Афинах. 1896». Серебряным призерам полагались медали из медного сплава и также памятные медные медали с богиней Никой на аверсе, которые вручались всем участникам соревнований, но не продавались.

Через четыре года, на Парижской олимпиаде, медали, отчеканенные на том же Парижском монетном дворе по эскизам того же Шаплена, оказались... прямоугольными. Да в итоге их и не вручили - ограничились дипломами (поскольку Игры растянулись почти на полгода, то они прошли почти незамеченными, а многие победители соревнований умерли, так и не узнав, что стали олимпийскими чемпионами). Постепенно стандарт и достоинство медалей приобрели «традиционный» вид - медаль имеет предписанные руководством МОКа 60 миллиметров в диаметре, а количество золотого напыления в наградах высшей пробы строго лимитировано (0,5 грамма). С 1960 года на медалях обязательно крепление с лентой - чтобы спортсмен смог надеть ее на шею (еще позже ленточку заменила цепочка). А после того как на медали Игр 1928 года в Амстердаме профессор Флорентийской академии художеств Джузеппе Кассиоли поместил богиню победы Нику с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, это так понравилось чиновникам МОКа, что они обязали всех организаторов последующих Игр впредь непременно использовать подобное изображение.

Но, разумеется, организаторам Олимпиад не возбраняется экспериментировать с дизайном медалей. Так, самую тяжелую медаль (она весила 211 граммов) отчеканили для Римской олимпиады 1960 года, а самую легкую (66 граммов) - для Игр 1928 года в Амстердаме. В 1920 году в Антверпене спортсмены получили медали... с красующимся на них обнаженным атлетом, прикрытым, нет, не фиговым, а пальмовым листом (на обороте ювелир изобразил антверпенский памятник, на котором легендарный бельгийский герой Сильвиус Брабо бросает в реку отрубленную руку злобного гиганта). На Парижских играх 1924 года на медалях впервые стали рисовать олимпийские кольца, в 2000 году в Сиднее - здание Сиднейской оперы.

...А на недавно завершившейся Пекинской олимпиаде в дизайне наград был впервые использован камень - нефрит. Причем в медалях чемпионов нефрит был белого цвета, серебряных призеров - зеленого, бронзовых - черного. Питерская чемпионка Игр Ольга Кужела приносила нам, показывала - очень красиво!

Кстати

На Московской Олимпиаде-1980 вручались медали нового дизайна. Вернее, модифицированного, ибо использовались как классические элементы Джузеппе Кассиоли, так и «новинки» советского художника Ильи Постола. Лицевая сторона осталась прежней, если не считать того, что впервые в истории Олимпийских игр на наградах появилась надпись на русском языке: «ИГРЫ XXII ОЛИМПИАДЫ. МОСКВА. 1980». А вот на обороте появился стилизованный олимпийский факел с горящим пламенем на фоне стадиона. В верхнем правом углу размещен символ Московской Олимпиады. На ободке гравировалось название вида спорта. Медали весили 125 граммов и были отчеканены на Московском монетном дворе.

Знаете ли вы, что...

 Николай Александрович Коломенкин родился в 1871 году. Окончив физико-математический факультет Петербургского университета, служил податным инспектором Казенной палаты в Царском Селе. А после революции, сменив квартиру (переехал в Гатчину), успешно совмещал гражданскую и военную специальности - на первом своем поприще прославился создателем советской школы фигурного катания на коньках, на втором - организатором в Великую Отечественную войну партизанского соединения на оккупированных территориях под Ленинградом.

 Панин - это псевдоним. По поводу его происхождения есть две версии. Согласно одной из них, инициатором был Александр Паншин, многолетний чемпион России в беге на коньках. Увидев, что юноша превзошел его в мастерстве владения коньками, Александр Никитич будто бы воскликнул: «Ты катаешься как Паншин! Как второй Паншин. Только, знаешь ли, второй Паншин не нужен никому - так что, если хочешь, будь Паниным». По другой, более распространенной версии, под псевдонимом Панин выступал в соревнованиях известный велогонщик Сергей Крупский. Однажды на Каменноостровском велодроме он грохнулся с велосипеда: не заметил работника трека и врезался в него. В больнице велосипедиста навестил Коломенкин.

- Я бросаю спорт, а ты лишь начинаешь выступать в турнирах, - сказал ему Крупский. - Возьми мой псевдоним. Пусть он останется в спорте. Панин - фамилия счастливая: я-то ни разу не проиграл.

Материалы рубрики подготовили Борис ОСЬКИН и Владислав ПАНФИЛОВ

↑ Наверх