Газета выходит с октября 1917 года Thursday 5 сентября 2024

Подростку нужен прогноз успеха

С французской системы профобразования не стыдно взять пример

Большинство выпускников петербургских школ и их родителей весьма слабо представляют себе, как, по каким критериям выбрать будущую профессию - чтобы хватило на всю жизнь не только интереса, но и денег и возможностей карьерного роста. Сегодня работодатели стонут от нехватки квалифицированных кадров со средним профессиональным образованием, дерутся за выпускников колледжей и лицеев, тогда как расплодившиеся юристы-экономисты не могут найти себе достойного места на рынке труда. Кстати, на данный момент зарплата у них зачастую ниже, чем у «синих воротничков».

Может, пора создать систему, которая будет объяснять подросткам и выпускникам, что профессия техника или электромеханика интересна и востребованна, что возможность карьерного роста после окончания колледжа для конкретного человека гораздо выше, чем после окончания вуза?! Ведь сейчас в России выбор специальности молодыми людьми определяется модой, а не реальными потребностями рынка.

Злая шутка - свобода выбора

А что это вообще такое - профориентация? Может ли кто-то со стороны лучше самих «вьюношей» решить, что именно им требуется в дальнейшей жизни? Ответ на эти вопросы, как ни странно, человечество начало искать всего лишь... сто лет назад, когда появилась первая «лаборатория профориентации» в Страсбурге. Ведь именно к тому времени перед преобладающей частью передовых обществ возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было никогда. Кстати, на первых порах это вызывало страх, вплоть до особых неврозов. Так что первые «профориентаторы» играли роль своего рода психоаналитиков.

Проблемы труда и подготовки к нему впервые стали предметом внимания государства в Советской России. Кстати, первая соответствующая «лаборатория» была создана у нас в Ленинграде - в 1924 году, при Институте по изучению мозга. А у истоков профориентации стоял его директор В. М. Бехтерев. С его подачи было обследовано около восьми миллионов человек. В результате возникла первая в мире профориентационная система - от «педологов» в школах до бюро профконсультаций во всех регионах страны. Система бурно росла до 1936 года, когда вышло печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», с которого началось наступление на гуманитарные науки вообще. Видимо, свобода выбора профессии показалась в преддверии 1937 года весьма пугающей. Недаром вплоть до смерти Сталина и первых хрущевских лет профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили. А когда она хоть как-то возродилась - оказалось, что уровень разработок по сравнению с бехтеревскими временами резко упал.

А как у них?

Считается, что образцовую систему помощи в выборе будущей профессии сумела создать Франция. И действительно, зависть берет, когда узнаешь о возможностях, которые она предоставляет не только французским школьникам, но и взрослым.

Они выстроили систему познания рынка труда как познания самого себя - своих реальных возможностей и перспектив, которые часто не совпадают с желаемыми.

После начальной школы (11 лет) дети уже не учатся по единым планам и учебным программам. Большая часть поступает в неполные средние школы (общеобразовательные коллежи), и до 30% - в лицеи («полные» школы с правом выдачи диплома бакалавра, то есть первой ступени высшего образования). Только из лицея можно без экзамена попасть в вуз. В коллежах школьники учатся четыре года (в сумме с начальной школой девять) и по окончании могут продолжить образование в средних специальных учебных заведениях.

С первого же года обучения в лицее (по-нашему - с 6-го класса) учеников распределяют на отделения - классическое и современное. Классическое - гуманитарии, с преподаванием древних и действующих иностранных языков, литературы, психологии, истории На современном - преобладают биология, естествознание, химия, математика плюс современные иностранные языки, история.

Деление, как видите, жесткое. Поэтому, чтобы исключить ошибки, влияющие на всю дальнейшую судьбу ребенка, профориентацию французы организовали... еще в начальной школе. Позже, и в коллежах, и в лицеях, они ведут «цикл наблюдения» и «цикл ориентации», по итогам которых ребенок и его родители решают: заканчивать лицей и идти потом в вуз - или же получить «неполный» диплом.

Для этого во Франции выстроена целая система, опирающаяся на «воспитательные» группы специалистов - советы классов. Совет изучает особенности каждого ученика, координирует работу всех учителей-предметников и школьных психологов - вплоть до внесения изменений в планы уроков. В нем три постоянных члена: учитель, школьный психолог и советник центра информации. Последний от школы абсолютно независим и работает в постоянном контакте с семьей.

На каждого ученика ведут «персональное досье», психологически поддерживают и направляют как детей, так и их родителей, проводят тесты. К концу учебы совет класса готов дать выпускнику и его родителям полную информацию о его действительных склонностях и психофизических возможностях, а по результатам испытаний - и о знаниях. Причем все это - в обязательном порядке: отказаться от бесед или тестирования дети не вправе.

На основе досье совет класса выносит решение о его дальнейшем профессиональном пути - создает для каждого подростка так называемые прогнозы успеха и указания по дальнейшей ориентации. Семья высказывает совету класса свои пожелания, а затем формулируются окончательные предложения и выводы. В 3-м классе (по-нашему в восьмом) эта информация должна лечь в основу решения о возможности или запрете дальнейшей учебы в лицее.

С «прогнозом» подростки идут в центры информации и ориентации - их во Франции более 500. Советники, психологи, врачи консультируют учащихся и их родителей, а советы ориентации при центрах утверждают решения классных советов, после чего те обретают практически директивный характер.

Так выглядит первая часть системы профориентации, позволяющая с большой степенью достоверности выявлять и учитывать личностные характеристики подростка.

Вторая часть французской системы состоит в доступе ученика и его семьи к качественной информации о самих профессиях и о рынке труда. Для этого создано Национальное бюро информации по вопросам образования и профессий. Подростков часто водят на производство, в офисы разных компаний, рестораны и мастерские...

Цели, увы, разные

Как видите, школа во Франции существует не для того, чтобы давать знания - это считается вторичным, - а чтобы дать ученику возможность оптимального выбора профессии. Согласитесь, это совершенно не стыкуется с нашим пониманием роли и задач школы. У нас почему-то считается, что сначала ребенка надо до отказа «набить» кучей знаний - в дальнейшем чаще всего бесполезных, - а потом уже из него, как из кокона, должен вылупиться какой-никакой работник.

Цель системы среднего образования Франции - воспитание гражданина, способного сознательно выбрать свой дальнейший путь и трудиться с полной отдачей. Цель нашего среднего образования - подготовить ребенка... к поступлению в вуз, то есть к затягиванию детства еще на 4 - 5 лет! При всей жесткости французской системы она дает человеку в дальнейшем свободу выбора, основанную на реальной информации об особенностях рынка. У нас же настоящая профориентация начинается курсе на 3 - 4-м вуза - или вообще после него.

Впрочем, это относится только к вузовской системе образования, которая себя дискредитировала настолько, что президент уже вынужден был объявить о грядущей ликвидации десятков вузов. Недаром у нас решено частично скопировать французскую модель - только наоборот - и дать колледжам права бакалавриата. То есть стать первой ступенью вузовского образования.

Как найти такие колледжи будущим абитуриентам, по каким специальностям они будут готовить? Подробнее об этом - в наших следующих публикациях.

Марина ГЛЕБОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх