Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Такой новодел нам нужен!

Если здание нельзя сохранить, его можно воссоздать

Петербуржцев, ужасающихся огромным дырам в стройном ряду домов центра города, власти успокаивают тем, что ничего страшного не происходит, фасады снесенных зданий будут восстановлены в прежнем виде. Это, по примеру Москвы, часто преподносится как «щадящая реконструкция».

Пожалуй, в последние годы только в двух случаях подобная реконструкция, при которой дома были полностью снесены, а затем восстановлены в прежнем виде, была оправданной. Так произошло с домом № 68/7 по набережной Фонтанки (бывшим доходным домом Якова Змеева) и с бывшим доходным домом Якова Петрова, занимавшим небольшой квартал между Малым проспектом, 1-й и 2-й линиями Васильевского острова.

Эти здания спасти было невозможно. Но внутренний интерьер отстроенных заново домов изменился кардинально.

Между тем есть в нашем городе здание, которое считается первым зданием в исторической части Петербурга, который отстроили заново с воссозданием по чертежам XIX века планировки и интерьеров. Этот дом сегодня трудно отличить от подлинных исторических зданий на одной из самых «аристократических» улиц Петербурга - Большой Морской. А реконструкция по методу полного демонтажа и восстановления в подлинном виде была осуществлена в конце 1970-х годов.

У дома № 29 богатейшая история. Построенное в 1770-е годы здание расширял в конце 1830-х гг. Александр Брюллов, затем, в середине XIX века, перестраивал Василий фон Витт, а в 1881 году архитектор Николай Набоков надстроил четвертый этаж, сохранив отделку в стиле «второго барокко».

С домом связаны истории нескольких знаменитых фамилий.

Так, 1870-е годы в доме, принадлежавшем мануфактур-советнику, потомственному почетному гражданину Валентину Игнатьевичу Сазикову, жила певица Юлия Платонова, много сделавшая для пропаганды творчества Мусоргского. Музыка его в 1870-е далеко не всеми воспринималась как гениальная. В опере «Борис Годунов» Платонова блестяще пела партию Марины Мнишек.

Но обратим внимание на эпизод, связанный с другим гением - Александром Сергеевичем Пушкиным, тем паче упомянута его поэма, ставшая основой для оперы, написанной Модестом Петровичем.

26 января 1837 года в этом доме на балу у графини Марии Григорьевны Разумовской Пушкин обратился с просьбой к секретарю английского посольства Артуру Меджнису быть его секундантом на дуэли с Дантесом. Артур Меджнис, поколебавшись, поговорил с секундантом Дантеса де Аршиаком. Поняв, что примирение между дуэлянтами невозможно, англичанин отказался от предложения Пушкина. Фатальный исход дуэли уже витал в воздухе.

Вот так и в 1970-е, не имея возможности сохранить историческое здание, власти приняли решение сделать его точную копию. С сохранением, подчеркну, внутренних интерьеров.

Ну а то, что сейчас в этом первом ленинградско-петербургском новоделе расположен банк, некоторым образом свидетельствует о продолжении истории того, подлинного здания. Ведь Валентин Сазиков, владевший домом довольно продолжительное время, был учредителем Петербургского учетного и ссудного банка и членом правления Петербургского общества взаимного кредита.

Увы, у других петербургских новоделов нить истории оказалась оборванной.

Алексей ЕРОФЕЕВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх