Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Коммуналка для пернатых

Стук-стук-стук по дереву. Наверху, в скворечнике, молчок.

Еще раз: стук-стук-стук. Никто не отзывается.

Постучим посильнее: бум-бум-бум. Из темного отверстия высовывается чей-то клюв.

Да кто же там: синичка-невеличка? или все же заспавшийся бывший хозяин - скворец-молодец?

И вдруг: фр-р-р! И выпархивает из летка обыкновенный воробей. Вернее - воробьишка. А вслед за ним в облаке пыли и пуха еще десяток таких же - не отличимых друг от друга ни по цвету, ни по величине.

Ну и ну! Коммунальная уплотниловка. Небось на головах друг у друга сидели. Да еще в чужом дому.

Я-то надеялся увидеть все же скворца. Сколько раз встречал стайки этих птиц даже зимой. Почему не улетели в теплые края? Да кто ж их знает... С природой творится невесть что, ну и птицы приспосабливаются всяк по-своему. Может, за морем житье стало похуже, может, пошли поколения, закаленные холодом. Хотя - как же с кормом? где червячков поклевать? Но, значит, находят пропитание. Личинок каких-нибудь, жучков. Или у дятлов корм отбивают. В общем, пока загадка.

В этот раз скворца не встретил. Да и то сказать - нужен ли ему скворечник? Все-таки это убежище не каждому скворцу по нраву, да и используется оно лишь в период гнездования. А потом опять - вольная птица. Дупло какое-нибудь найдет. Синицы вот - где отдыхают и ночуют? Да тоже в разных природных дуплах и щелях. Искусственные гнездовья не всякая синица оценит - нужны особые, синичники. Такие же особые, как рукотворные гнездовья для мухоловок, горихвосток, трясогузок, а также для галок или сов. Бывают, оказывается, и такие. Из досок и горбылей. А в южных регионах делают жилища для птиц и из более подручного материала - из тыквы.

Понятное дело, в сильные холода птицы залезут куда угодно - лишь бы было тепло. Поэтому и синица может ненадолго обосноваться в скворечнике, а голубь, случается, вообще втискивается в кормушку. Ворон же и галок, которые ночуют непонятно где, может привлечь даже открытый и заваленный хламом заброшенный люк.

Вот до чего дошла цивилизация по-птичьи.

А где ночует воробей?

Да везде, где можно безбоязненно отсидеться. Любимое место - под городской крышей или деревенской стрехой. Иной раз забираются они на десятки метров под землю - залетают на станции метро. Это какими же тоннелями они туда пробираются? Наверное, все секреты знают.

Целыми стаями скапливаются они на кустах. От весны до поздней осени несется оттуда многоголосое чириканье. И охрану выставляют - все как положено. При опасности все разом снимаются с места и перепархивают на другие кусты - если, конечно, там места не заняты. В холода воробьи забиваются в самую глубину зарослей - их там не достать, да и ветром не слишком обдувает.

Ну а брошенные скворечники - это просто спасение, когда от холода совсем невмоготу. Обычно там отсиживаются матерые воробьи-одиночки, но стайный инстинкт дает о себе знать - и нередко число жильцов увеличивается. Плодятся воробьи довольно активно, и вот тут возникают проблемы: кто главный в доме? Самки очень привередливы по части качества жилья и не во всякой квартире уживутся. Подрастающие воробьишки более бесшабашны, для них живое общение со сверстниками предпочтительнее взрослых дрязг. Про пап и мам они быстро забывают и тусуются в своих возрастных стайках.

Конечно, и у молодежи есть свои «авторитеты», есть и «шестерки», которые вечно на вторых ролях и которым достается немало побоев, но мало корма. Словом, все как у всех, включая людей.

Однажды мне пришлось наблюдать, как стайка воробьев-подростков выкуривала из обветшавшего скворечника престарелого уже воробья. Тот никак не хотел вылезать, и молодые авторитеты напустили на него воробьев-бойцов из своей команды. Те, подвергая жизнь опасности, долго копошились и гремели внутри домика, пока прежний хозяин буквально не вывалился оттуда. Тут же на бессильного набросились воробьишки низкого ранга и с криками погнали его прочь. За это им, наверное, корочку хлеба оставят. Ну а затем вся честная компания один за другим, согласно ранжиру, стала запархивать в новое жилище. Там главарям наверняка найдется местечко потеплее и побезопаснее. Будут их всячески ублажать, а охранники - нести круглосуточную вахту у входа. За это - тоже корочка хлеба. И такая вот иерархия - на всю жизнь. Лет на десять. Хотя до этого возраста доживет едва ли один из всех появившихся в одной семье.

Но пока жив - надо выживать. Любыми способами и в любых условиях. Даже если ты последняя пешка в воробьином строю.

Эдуард АЛЕКСАНДРОВ

Фото автора

Секция походов выходного дня Санкт-Петербургского турклуба приглашает

5 ноября

Знакомство с фотовыставкой «Моя Африка» и проектом А. Круглова «Семеро смелых». Руководитель - С. Мурашов, сбор на ст. метро «Невский проспект» на выходе с эскалатора в 20.30. На встрече будет проводиться также предварительная запись в поход на 23 ноября в район Сиверской. Справки и предложения по телефону +7 (921) 921-62-59.

8 ноября

Ст. Орехово - лесные озера - пл. 69-й километр (30 км, на привале - костер, иметь резиновые сапоги). Руководитель - О. Шевчук, сбор на ст. метро «Девяткино» на выходе из 1-го вагона в 8.20 (электропоезд в 8.37, 4-й вагон).
Ст. Зеленогорск - оз. Дружинное - ст. Зеленогорск (15 км). Руководитель - М. Першин, сбор на ст. Удельная в зале ожидания в 9.30 (электропоезд в 9.53).
Пл. Разлив - музеи «Сарай» и «Шалаш» - пл. Дибуны (16 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 9.10.

9 ноября

«Целительные свойства деревьев». Прогулка по Павловскому парку (10 км). Руководитель - Ф. Еропкин, сбор в парке слева от входа в 12.30.
Пл. Разлив - музей «Сарай» - ул. Мосина - оз. Разлив - город Сестрорецк - парк Дубки - ст. Сестрорецк (15 км). Руководитель - В. Поспелова, сбор на Финляндском вокзале у кассы № 10 в 9.15 (электропоезд в 9.33).
Ст. Каннельярви - оз. Исток - «тропа-запад» - Три Лозы - оз. Окольное - тропы на ст. Каннельярви (20 км, на привале - костер). Руководитель - В. Ефимов, сбор на ст. Удельная у кассы № 4 в 8.10 (электропоезд на Выборг, 2-й вагон).

 

↑ Наверх