Александр Людвигович Штиглиц
«Подвиг просвещенной благотворительности»
Александр Штиглиц происходил из семьи обрусевших немцев. Его отец Людвиг Штиглиц приехал в Россию в начале XIX века и первый свой капитал заработал на торговых операциях во время войны с Наполеоном. Это был человек слова, человек чести. Его заслуги и усердие в торговых делах отметил император Николай I, пожаловав ему баронское звание... После смерти Людвига Штиглица его огромное состояние - 18 миллионов серебром - унаследовал сын Александр Людвигович, который продолжил дело отца.
5 тысяч рублей - Чесменской богадельне
Молодой владелец Торгового дома «Барон Штиглиц и Ко» был хорошо образован - он закончил Дерптский университет, обожал Гете и Шиллера, любил театры и живопись и мечтал посвятить свою жизнь наукам и искусству... Но став банкиром, Александр Людвигович все свои усилия направляет на развитие, как бы сейчас сказали, национальных проектов: за свой счет строит железные дороги - Николаевскую (Октябрьскую), Петергофскую (из Петербурга в Петергоф с веткой в Красное Село) и Балтийскую (из Гатчины в Лугу). Во время Крымской войны способствует получению правительством России иностранных займов, да и сам делает крупные пожертвования - отдал 5000 рублей Чесменской военной богадельне и столько же - в пользу морских офицеров, лишившихся своего имущества в Севастополе.
Став первым управляющим Государственного банка России (указ о назначении барона подписывал сам император Александр II), он ликвидирует свои частные банковские дела и, получив огромный капитал, живет на ренту. И продолжает верой и правдой служить России...
И еще миллион рублей - на училище
Его неуемная натура одной деятельностью в банке не ограничивается: он строит в Нарве две фабрики - суконную и прядильную, а также поселок для рабочих, больницу, библиотеку и православную церковь, содержит детский приют в Коломне и глазную клинику на Моховой... И самое главное - учреждает Центральное училище технического рисования для лиц обоего пола, пожертвовав на это благое дело баснословную по тем временам сумму - миллион рублей.
«Это учебное заведение было создано не просто так, не по чьей-либо прихоти, а потому, что в этом была государственная необходимость, - рассказал ректор Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии Алексей Талащук. - Развивалась промышленность, в том числе и легкая, стране были нужны люди, которых мы сегодня называем дизайнерами, чтобы они могли сделать вещи достойные, конкурентоспособные. И Штиглиц принял решение выделить из своих средств 1 миллион рублей на создание училища по типу западноевропейских вузов, и в 1876 году начались строительные работы»...
До самой смерти барон Штиглиц был почетным попечителем училища и завещал ему очень большую сумму - пять с лишним миллионов серебряных рублей. На проценты этого капитала учебное заведение платило пенсии профессорам, стипендии студентам, оплачивало заграничные поездки, приобретало оборудование, произведения искусства и строило учебный музей.
Без преувеличения можно сказать, что это был патриот России - все деньги мецената работали на Российское государство и хранил он их исключительно в русских банках, укрепляя тем самым доверие к российской финансовой системе. А его выдающиеся слова до сих пор звучат как вызов нынешним российским олигархам: «Отец мой и я нажили все состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе все свое состояние».
24 октября (5 ноября по н. ст.) 1884 года 70-летний Александр Людвигович Штиглиц скончался от воспаления легких. Знаменитый филантроп завещал похоронить себя в Ивангороде, в церкви Живоначальной Святой Троицы, которую он построил над могилой любимой жены...
У четы Штиглиц не было своих детей, и они удочерили девочку, которую, по семейной легенде, нашли в кустах сирени и нарекли ее Надеждой. Когда Надежде исполнилось 18 лет, она вышла замуж за дворянина, служащего Сената Александра Половцова, он продолжил славные дела барона Штиглица и завершил обустройство Училища технического рисования, построив при нем здание музея.
Что сделано ради увековечения имени барона Штиглица
1. В Ивангороде восстановлен находившийся в руинах памятник архитектуры XIX века - церковь Святой Троицы, ставшая местом упокоения барона и его семьи.
2. Выпущен дополнительный тираж исторического очерка Андрея Иванена «Ивангородская Свято-Троицкая церковь барона Александра Штиглица».
3. Создан документальный фильм о жизни и деятельности А. Л. Штиглица «Завещание барона Штиглица».
4. С декабря 2006 года, как раз к 130-летию училища, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия вновь стала называться именем своего основателя Александра Штиглица, оставив прежнее название - имя Веры Мухиной - Молодежному залу академии.
5. Имя барона Штиглица вот уже два года носит ежегодный открытый конкурс детских музыкальных школ России и Эстонии «Принаровье».
И хотя один из пунктов благотворительной программы пока не удалось выполнить - установить в академии бюст знаменитого мецената, который находится в одном из музеев Великого Новгорода, вице-президент ЦНС Залина Медоева заявляет: «Мы не теряем надежды, что нам удастся договориться с руководством Министерства культуры и музея, и памятник основателю училища будет возвращен на историческое место - в помещение Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии».
Подготовила Людмила КЛУШИНА
Фото Натальи ЧАЙКИ, Игоря ВЫСОЩУКА
Важно: Правила перепоста материалов