Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Банки прокололи сетевой пузырь

В гипермаркетах нас ждут пустые кассы и новые ценники

Продолжаем серию публикаций о результатах экономического кризиса. Сегодня речь пойдет о гипермаркетах.

На днях Внешторгбанк одобрил заявку на предоставление кредита в размере 2,5 миллиарда рублей третьей из отечественных сетевых компаний. ВТБ и Сбербанк рассматривают заявки еще восьми крупнейших компаний.

Напомним, что в середине октября находящиеся под госконтролем банки получили от правительства рекомендации кредитовать сетевые компании, торгующие продовольственными товарами.

Игра в надувательство

Что может затронуть практически каждого из нас - так это банкротство сетевых магазинов. В первую очередь продуктовых.

Нас долго пытались убедить в том, что сетевые магазины надежнее и устойчивее, чем мелкая независимая торговля. И так, вроде, было на самом деле. В городе каждый год открывались десятки «магазинов низких цен» (дискаунтеров), супер- и гипермаркетов, в которых и выбор товаров был больше, и цены зачастую ниже. Мелкие торговцы не выдерживали и разорялись. Народ ворчал, что нужно далеко ходить, но постепенно привыкал.

Однако внимательные аналитики уже года два назад проявляли обеспокоенность. К ним относился, к примеру, тогдашний зампредседателя комитета экономического развития Петербурга Николай Архипов.

- Разница между нашими и западными сетями очень простая, - пояснил он как-то в частной беседе. - Там сетевая торговля создается для того, чтобы продавать людям продукцию и на этом зарабатывать. А у нас, как мне кажется, цель была совершенно иная: создать компанию, которую можно потом выгодно продать западным инвесторам.

Разница стратегий и сделала наших сетевиков более нестойкими перед угрозой кризиса, чем их западные коллеги. Ведь лучше продавать компанию, у которой капитализация выше. А как повысить капитал, если собственных средств у создателей сетей было обычно не так уж и много (некоторые фирмы, по имеющейся информации, создавались с уставным капиталом в 100 тысяч рублей)?

Создание гиперсетей у нас обычно шло по предельно простой схеме. Для начала брался кредит на строительство супермаркета. Потом можно было внести эти деньги в свой капитал и идти за другим займом, большим по размерам.

Когда магазин уже был построен, вступала в действие следующая схема. Торговая компания брала у поставщиков товары на реализацию с отсрочкой платежа (такие «бонусы» вынуждены были предоставлять все поставщики, если хотели видеть свою продукцию на прилавках крупных магазинов). Задержки составляли 45 - 60 дней. То есть сетевики уже имели продукцию (и она оказывалась как бы в их активах), но еще не оплачивали ее. При этом даже для покупки в рассрочку приходилось брать кредиты. Ведь выручка-то уходила в основном на расплату за займы, пущенные на развитие.

Так постепенно «надувались» активы. И главное: параллельно процесс подсаживания на банковские кредиты происходил и в связанных с торговлей отраслях - сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Так, переработчики, получая от торговцев деньги за товар с задержкой, вынуждены были брать кредиты для ведения производства и закупки сырья на селе. При этом предложить селянам высокие закупочные цены они не могли - денег не было. Стало быть, в долги к банкам залезали и те и другие.

Кому кризис, а кому - мать родна

Теперь же мыльный пузырь сетевых магазинов прокололи банки, сами способствовавшие в прежние годы его созданию. Оказалось, что долги-то нужно отдавать из собственных средств, без особой надежды перехватить новые займы. А их, собственных денег, и не хватает.

Что остается делать бедным сетевикам? Основные тенденции уже наметились. Ряд компаний просто закрывает магазины. Слава богу, в Петербурге это затронуло пока лишь непродовольственную сферу. А вот в столице и в провинции такие случаи уже отмечены.

Экономят компании и на персонале, сокращая его до предела. Наконец, торговцы пытаются переложить свои проблемы на производителей, еще увеличив сроки задержек оплаты. Но тут уж коса нашла на камень. Производителям тоже неоткуда брать деньги. И эксперты ожидают, что последний квартал года, когда традиционно заключаются договоры на новый срок, станет периодом ожесточенных войн между торговлей и производством. Причем не исключено, что завершатся они не в пользу торговцев. Производители, пусть и с лишними затратами, могут продать свой товар сами, а вот для магазинов пустые полки - гибель.

Остается идти на поклон к государству - за кредитами. Ну или не к государству - если у кого-то есть состоятельные акционеры. Вот те, кому это удастся сделать, и окажутся в выигрыше.

Как оценивают специалисты, результатом нынешнего кризиса станет то, что в стране останется не более полутора десятков крупных сетевых компаний. Что, между прочим, позволит через пару лет их владельцам реализовать свою давнюю мечту и продать свои фирмы иностранцам.

На очереди - очереди

Ну и традиционный вопрос: чем это обернется для нас с вами, рядовых граждан? Без торговли мы, конечно, не останемся, государство не допустит. Нужно будет - еще сумму кредитов увеличит, но ведущих игроков спасет. И все же, думается, в ближайшее время нас ждет серьезное сокращение числа магазинов. И уж точно не следует ждать, что в сетевых торговых точках будут даже в часы пик работать все кассы. Они и раньше-то не работали, а теперь сокращение сотрудников сделает время нашего пребывания в очередях более длительным.

Скажется ли кризис розничной торговли на ценах? Как в том анекдоте: «Скажите, доктор, я могу умереть?» - «А как же!» Поскольку теперь скорее магазины зависят от поставщиков, чем наоборот, последние отпускные цены неизбежно повысят. И магазинам придется смириться с потерей части прибыли.

Это в ближайшее время. А вот потом, когда произойдет концентрация сетевых компаний, оставшиеся в живых отыграются на поставщиках. По крайней мере этого всерьез опасается начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев. «Вслед за массированной поддержкой, укрупнением игроков рынка должны последовать охранные меры», - заявил недавно чиновник. В противном случае, по его мнению, крупнейшие сети, поддержанные государством, поглотят мелких конкурентов, а вслед за этим могут задавить поставщиков. Но даже если это и произойдет, вряд ли цены в магазине от этого вырастут. Все же платежеспособность потребителя имеет предел.

Юрий Звягин

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх