Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Хочешь горячую воду — плати 50 тысяч!

Четверть жителей Петроградской стороны не могут обойтись без общественных бань

Петербург - странный город. Перебравшись в отдельных отраслях в XXI век, в некоторых вопросах он оставляет за собой право пребывать если не в начале, то в середине века XX. И к таким относятся вопросы гигиены. А проще говоря - мытья. Мы опустим здесь архаично-обрядовые принципы русской бани, зовущие нас каждое воскресенье запаривать веники, также не будем рассказывать о сверхсовременных джакузи, похожих на космические тренажеры. Мы рассмотрим простые средства, позволяющие обывателю периодически соскребать с себя грязь.

50 тысяч за «инженерную мысль»

Корреспондент «ВП» побывал в обычных петербургских коммунальных квартирах, которых в Петроградском, Василеостровском, Центральном и других районах осталось еще немало, и в общественных банях, куда жители этих коммуналок зачастую ходят не из-за зова предков, а по необходимости, поскольку у них в домах нет горячей воды.

Всем известно, что в отдельные районы провести горячую воду уже невозможно. Спасать ситуацию призваны газовые колонки или электрические «титаны». Но не спасают.

Вы спросите - почему, ведь газовые колонки и электронагреватели сейчас продаются на каждом шагу? Да. Парадокс - «титаны» разных фирм на самом деле тысячами выставлены в наших магазинах, но если следовать букве закона, то у нас просто не получится их  установить. Дело в том, что эксплуатацию такого энергоемкого оборудования обязательно надо согласовывать с управляющими компаниями - ЖЭСами, ТСЖ. А те обычно «титаны» не согласовывают - слишком уж большое напряжение на сети оказывают электроводогреи. А в старом фонде эта тема вообще - табу.

С газовыми колонками другая история. Вот, кажется, потратив в среднем десять тысяч рублей (сейчас можно найти все необходимое и за меньшие деньги), мы можем купить и установить необходимое оборудование и стать счастливыми обладателями горячей воды. Но не тут-то было. Чтобы провести процесс установки по всем правилам, нужен архитектурный проект и виза трубочиста, который проверяет систему вентиляции в квартире. Так вот за то, что «архитектор» нарисовал на бумажке, как отводная труба будет выведена на улицу, и за то, чтобы трубочист встал на твою табуретку и поковырялся в вентиляционном отверстии, компания-монополист, которая предоставляет эти услуги, требует порядка 50 тысяч рублей! И это еще без стоимости колонки и ее установки.

Не думаем, что пенсионеры, да и не только они, могут позволить себе такие траты. Как рассказала корреспонденту «ВП» жительница одной из коммунальных квартир Петроградской стороны Елена Верушкина, в ее квартире нет горячей воды: «Электронагреватель нам в ЖЭСе ставить запретили - может сгореть старая проводка. Сначала, сказали, замените электросети, а потом посмотрим. Газовую колонку ставить дорого. Нет, я бы еще, наверное, поэкономила бы и накопила. Да дети бы помогли. Но соседи не хотят. Одни жадные, а другие пьют. А за свои деньги я ее ставить не собираюсь. Слишком жирно будет. Я и так им лампочки все время меняю».

И так сплошь и рядом. По данным отдела бытовых услуг комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), на Петроградской стороне только 74 процента жилья обеспечено горячей водой. Жители остальных квартир должны идти в баню. В единственные Чкаловские бани на этом острове пошел и корреспондент «Вечёрки».

Дешево, но грязно

Как вошел, так и вышел. Поскольку находиться там нормальному человеку невозможно. Это заведение было построено в 1946 году и до сих пор не ремонтировалось. Только в 2004 году там были заменены инженерные сети, поскольку проржавели насквозь. Все остальное не трогали в течение 60 лет. Слизистую биомассу, которая обволакивает кафель в помывочных отделениях, отодрать невозможно, только вместе с плитками.

Правда, городские власти субсидируют это и еще 36 «гигиеническо-оздоровительных комплексов», чтобы в самые дешевые отделения можно было в льготный день сходить за 10 рублей, а в обычный - за 25 - 35 рублей. Кстати, надо отметить, что такие цены держатся уже 6 лет и таких цен ни в одном городе больше нет. На это город ежегодно тратит 130 миллионов рублей.

Пенсионерка Елизавета Тарновская рассказала, что власти и вправду пытаются что-то делать: «Я живу там, где раньше были Пушкарские бани. И по вторникам там ходит бесплатный автобус, который забирает таких, как я, с Большой Пушкарской и везет в Чкаловские бани на льготный день. Но там страшно мыться. Все время боишься подцепить заразу, поскольку грязь на стенах и лавках несмываемая. Есть такие же дешевые бани в других районах, но они далеко. Не доехать. А если доедешь - то пока распаренный будешь возвращаться, можно простыть».

То ли еще будет

Как подтвердил корреспонденту «ВП» заместитель начальника КЭРППиТ Дмитрий Кобицкий, Чкаловские бани на самом деле страшные: «Но со следующего года мы начинаем в этих банях капитальный ремонт. Полностью закрываться они не будут. Два отделения будут работать всегда».

По его словам, из 53 бань, входивших ранее в систему коммунального хозяйства города, в девяностые годы 5 были потеряны. Но это вина не нынешней власти. Просто в свое время эти заведения, как и многие другие, были приватизированы собственными сотрудниками. И практически все они подвергались, как принято сейчас говорить, рейдерским атакам. В результате мошенники или обманом отнимали их у первых владельцев, или, запугав, выкупали по бросовым ценам. Кто-то смог себя защитить, кто-то не смог. Больше всего не повезло Петроградскому району - были проданы Карповские, Белозерские, Посадские и Пушкарские бани. Правда, сейчас, по словам Дмитрия Кобицкого, уже нельзя сказать, что Посадские и Пушкарские бани потеряны: «Да, они исчезнут как исторические артефакты. Но городу удалось договориться с инвесторами, чтобы те построили и там и там по дополнительному гигиеническо-оздоровительному комплексу на сто помывочных мест каждый. Также в данный момент мы ищем участок на Петроградке, где собираемся построить еще одну баню».

Но, как объяснила «Вечёрке» начальник отдела бытовых услуг КЭРППиТ Софья Остапенко, это вопрос сложный. Дело в том, что в последние годы изменилось санитарное законодательство и согласно ему теперь вокруг бани должна быть определенная санитарная зона. А такой участок в центральных районах найти очень сложно. Но в комитете по градостроительству и архитектуре пообещали решить эту задачу и найти землю, отвечающую всем нормам.

Также она сказала, что город реализует инвестиционную программу, касающуюся банного комплекса. Согласно ей 14 помывочных заведений будут отремонтированы. Построена одна баня во Фрунзенском районе. Правда, первый блин получился комом: инвестор напортачил и баня не соответствует некоторым нормам - но в ближайшее время все будет исправлено и это заведение вступит в строй. Также в Кировском, Красносельском, Приморском и Невском районах за счет инвесторов будут построены еще семь бань. А в Красном Селе гигиеническо-оздоровительный комплекс строят за счет бюджета.

Знакомство с уже реконструированными - Круглыми и Батенинскими - банями показало, что Чкаловские бани скорее исключение, чем правило. В помывочных комплексах на улице Карбышева и у станции метро «Лесная», конечно, не евростандарт, да и не нужен он. Там все чисто и красиво. И в самые простые отделения с парилками можно попасть за указанные выше цены. Будем надеяться, что эта сфера бытовых услуг будет развиваться по такому же принципу.

Справка «ВП»

Сеть банного хозяйства представлена 347 организациями, в том числе 47 банями (пока не считая баню во Фрунзенском районе), ранее входившими в городскую систему коммунального хозяйства. Из 47 бань: 10 - государственные унитарные предприятия, 20 - открытые акционерные общества, стопроцентный пакет акций которых находится в собственности города, 16 бань имеют частную форму собственности, одна баня передана в собственность муниципального образования поселка Парголово.

Услуги жителям Петербурга по предельной стоимости и на условиях льготного дня (25 рублей, 35 рублей и один раз в неделю по 10 рублей за 1,5 часа помывки) оказывают 36 бань.

Алексей ЕРОФЕЕВ, Михаил ТЕЛЕХОВ, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх