Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Чтобы смотреть на Юрского,

Галина Автушенко пошла работать осветителем в БДТ

15 февраля 2009 года Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова отметит 90-летний юбилей. В канун этого театрального праздника мы знакомим читателей «Вечёрки» с теми, кто, как правило, остается за кадром и кого принято называть «люди театра». Всех их объединяет любовь и беззаветное служение театральному искусству, а каждый в отдельности талантлив, уникален и, поверьте, достоин вашего внимания! Итак, разрешите представить...

Галина Федоровна Автушенко - заведующая осветительским цехом БДТ им. Г. А. Товстоногова.

Свет - одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля. А осветительский цех - одно из самых больших и сложных подразделений постановочной части театра. Аппаратура в современном театре чрезвычайно многообразна, ведь одних только видов сценического освещения насчитывается не менее пяти уровней: верхний свет (прожекторы, софиты), боковой свет (прожекторы на портальных кулисах и боковых осветительских галереях), выносной свет (в том числе и рампа), горизонтальный свет (подсвечивающий плоскую заднюю завесу) и так называемый специальный свет - вмонтированные в декорацию канделябры, свечи, костры, фонари, факелы и т. д. и т. п.

Но никаких отговорок, а только всегдашняя готовность к выполнению задач любого уровня сложности - вот отличительные черты профессионала и увлеченного человека театра.

За неполные полвека Галина Федоровна выпустила без малого 150 спектаклей!

По сей день ежевечерне Галина Федоровна и ее коллеги погружают зрителей в мир театрального преображения им одним подвластными средствами.

- Как вы пришли в театр?

- В 1960-е многие увлекались актерами, и я - не исключение. Посмотрев фильм «Человек ниоткуда», я в одночасье вступила в ряды поклонниц Сергея Юрского. И с тех пор не было спектакля с участием любимого артиста, который я бы пропустила. Он играл в БДТ и в Театре Ленинского комсомола. Но, в конце концов, сколько же можно было тратиться на билеты?! (Улыбается.) А я работала в банке напротив и однажды просто набрала номер начальника осветительского цеха. В тот момент мест не было, но мы договорились, что, как только появится какая-нибудь вакансия, он мне сообщит и возьмет на работу. Как ни странно, такой момент наступил! И вот с 1961 года, уже 47 лет, я работаю в осветительском цехе Большого драматического.

- То есть ваша мечта сбылась...

- Да. Вообще мне кажется, что в этом стечении обстоятельств есть своя закономерность. Я с юности мечтала работать или в театре, или в кино и даже поступала в Институт киноинженеров, правда «на звук». Первая попытка была неудачной, и я готовилась к следующим вступительным экзаменам. Сейчас уже, честно говоря, не помню, пыталась ли я дозвониться звукорежиссерам в надежде попасть в театр... Для меня, наверное, был важен сам факт работы в этой сфере.

- Вы помните свой первый поход в театр?

- Чтобы самый первый, пожалуй, нет, это еще в школе было. Помню, хорошие были спектакли в Пушкинском театре, в Ленкоме... в Комедии был Акимов, в Ленсовета - Владимиров, ну и в БДТ - Товстоногов...

- С чего началась ваша работа в БДТ?

- С постижения азов... Я пришла в театр простым осветителем, потом меня перевели в ложу, потом в регулятор (рабочее место осветителя, ведущего спектакль, где и находится пульт управления световой аппаратурой. - Ред.), теперь вот я завцехом.

- А многое ли изменилось в техническом плане с тех пор, как вы работаете?

- Конечно. Техника в театре - на высоте. И всем, кто работает с такой сложной аппаратурой, надо многое знать, владеть компьютером. Вообще на моем веку столько перебывало регуляторов! Когда я пришла, все было ручное. Потом постепенно все менялось, ну а теперь все компьютеризировано.

- Вы видите зал во время работы?

- Да. Но наша цель - это сцена, спектакль! Иногда, бывает, даже забываем, как называется, ведь все внимание сосредоточено на актере, если по его какому-то жесту или реплике должен произойти световой переход. Или на музыке, или на перестановках мебели и т. д. Смотрим и слушаем.

- А если актер начинает импровизировать?

- И нам приходится импровизировать тоже. Однажды мы ездили в Грецию со спектаклем «Ревизор». Театр, в котором мы гастролировали, находился на какой-то площади. А там в этот вечер проходил городской праздник. Пришлось начать спектакль на 2 часа позже. А так как зрителям предстояло еще домой добираться, то артистов любезно предупредили, чтобы те играли поритмичнее. Олег Басилашвили в одной из сцен по ходу действия играл на клавесине. Он на сцене, а музыкант озвучивал его в кулисах. И Басилашвили настолько быстро играл, что музыкант не совпадал с ним - пока один играл, другой отдыхал, и наоборот.

- У вас есть любимые художники по свету?

- Нравилось работать с Борисом Викторовичем Синячевским, Евсеем Марковичем Кутиковым - это были талантливые мастера. Сейчас уже другое поколение, другие цветовые и световые гаммы. Из современных, пожалуй, интересно работают Власов и Фильштинский.

- Бывает так, что спектакль нравится, а световое оформление - нет?

- Это все очень субъективно. Случается, что у одного и того же художника может нравиться свет, а может - нет. Какой-то спектакль он оформляет с любовью, а какой-то на профессионализме.

- Галина Федоровна, как в семье относятся к вашей работе? Кем работают ваши дети?

- Одна из моих дочерей работает в цирке звукоинженером, ей удалось выучиться в Институте киноинженеров, в отличие от меня.

- А не было желания сменить профессию?

- Профессию - нет. Однажды меня приглашали в Театр Комедии, и я было задумалась над этим приглашением. Но по возвращении «наших» с гастролей все мысли о переходе сами по себе рассеялись. И конечно, ничуть не жалею! У меня все хорошо сложилось, я много ездила, много всего видела, и пусть работа была трудная, но интересная.

- Как сегодня попадают на работу в осветительский цех БДТ?

- В основном по рекомендации. К нам может прийти человек и без профессиональных навыков, мы всему научим, ведь у нас в цехе работают профессионалы. Главное, что эти люди должны понимать театр и отношение к работе у них должно быть особенное - любовь!

Материал подготовили Елена БОРИСОВА, Гульшат ФАТТАХОВА

↑ Наверх