Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Как бы национализация

Россия не первой начала устанавливать государственный контроль над своими кредитными организациями

Не успел вступить в силу новый закон о поддержке финансового рынка, как правительство России взяло под государственное управление первый банк из пятидесяти ведущих. Причем произошло это в Петербурге.

Таким образом, с минувшей недели наша страна двинулась вслед за Западом по пути частичной национализации кредитно-финансовой системы.

«Скорая помощь» прибыла

Закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» прошел через все правительственные инстанции в рекордно короткие сроки. В пятницу, 24 октября, Государственная дума приняла его сразу в трех чтениях. В понедельник он был с утра одобрен Советом Федерации, а вечером подписан президентом. Во вторник - опубликован и, стало быть, вступил в действие. А в среду, 29 октября, в петербургском банке, традиционно обслуживающем пенсионные счета большинства стариков города на Неве, приступила к работе временная администрация, состоящая из сотрудников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). В общем, отвечать за то, чтобы в ноябре пенсионеры Северной столицы получили вовремя свои деньги, будет уже государство, а не частный банк.

По скорости принятия решений можно догадаться, что объект для показательного урока был намечен заранее. Уж больно удобно. Социальную значимость кредитно-финансовой организации, отвечающей за своевременную выдачу пенсий, оспорить невозможно. А ведь именно такая роль банка в общей системе денежных отношений является главным признаком, позволяющим Банку России применить к нему новый закон. Требуется еще наличие признаков финансовой неустойчивости. Но тут уж дело такое: никаких четких критериев закон не прописал. Фактически, как подтверждает директор департамента финансового оздоровления кредитных организаций Михаил Сухов, Центробанк в каждом случае сам будет решать, попадает данный «больной» в категорию финансово неустойчивых или нет. К примеру, у массы наших банков собственный капитал слишком мал для нормального обеспечения всех активов. В свое время заместитель председателя ЦБ Татьяна Парамонова обронила, что треть организаций, входящих в систему страхования вкладов, по международным стандартам финансовой отчетности были бы признаны
«недостаточными». Так что подвести под закон можно почти любого.

Но в первом случае этого и не понадобилось. Проблемы у банка были еще с начала октября. Правда, как говорят некоторые специалисты, касались они больше работы с юридическими лицами. Шли серьезные задержки прохождения платежей. Для малых предприятий (а именно они составляли главную клиентуру банка среди юридических лиц) пять-семь дней опоздания платежей были чреваты серьезными проблемами.

Как бы там ни было, генеральный директор АСВ Александр Турбанов говорит: работать с банком агентство, по предложению Банка России, стало уже в пятницу, 24 октября. И хотя по закону АСВ может до десяти дней думать, готово ли оно взвалить на себя ответственность за восстановление нормальной работы банка, план санации был представлен уже во вторник и тут же утвержден ЦБ. До конца среды на счета банка поступили более трех миллиардов рублей, выделенных Банком России в качестве кредита. Из них, как объяснил Александр Турбанов, миллиард нужен для обеспечения текущей работы с физическими лицами. Например, в ночь со среды на четверг были заполнены банкоматы, стоявшие последнее время пустыми. А два с лишним миллиарда предполагалось пустить на решение проблем с юридическими
лицами.

Больше того, Михаил Сухов заявил: ЦБ даст столько денег, сколько АСВ сочтет необходимым. Это несмотря на то, что по закону агентство должно в первую очередь работать за счет средств, выделяемых на это бюджетом. Ну у нас как всегда: про выделение 200 миллиардов рублей заявили, но до счетов АСВ они пока не дошли (по крайней мере до праздничных выходных). Поскольку ЦБ решил не дожидаться казенных средств, а сразу начать выдачу кредитов, можно с уверенностью предположить: спасать банк нужно было немедленно. Возможно, чтобы не было в новом месяце проблем с пенсиями.

И мы туда же!

Надо отметить: Россия не первой начала устанавливать государственный контроль над своими кредитными организациями. Приоритет принадлежит англичанам, национализировавшим первый ипотечный банк - «Northern Rock» - уже в феврале, а второй («Bradford & Bingley») - в октябре. Американцы, оплот либеральной экономики, два месяца назад передали в управление министерству финансов два крупнейших финансовых института страны  - Федеральную национальную ипотечную ассоциацию («Фанни Мэй») и Федеральную корпорацию жилищного ипотечного кредита («Фредди Мак»). А ведь через них, между прочим, финансировалось около 70% всех сделок по ипотеке в США. В конце сентября, спасая бельгийско-нидерландский банк «Fortis», власти Бенилюкса приобрели 49% его акций - произвели финансовую инъекцию в этот банк на сумму 11,2 млрд. евро.

Но у русских и тут собственная гордость. Обычно власти выкупают у разоряющихся банков акции, таким образом проводя дополнительное вливание денег и становясь владельцем. Наш же закон предусматривает очень хитрую схему. Центробанк и АСВ, договорившись, вводят в банке временное управление. При этом Центробанк не будет применять никаких санкций вроде отмены лицензии и приостановки разрешения на производство тех или иных операций. Банк останется работать в нормальном режиме. После чего, если никто не высказывает сразу желания приобрести эту фирму, проводится переоценка уставного капитала. Он уменьшается «до размера собственных средств». То есть, грубо говоря, до той суммы, которая останется, если банк вернет все привлеченные деньги и выполнит связанные с их привлечением обязательства.

Нетрудно догадаться, что у испытывающей финансовые затруднения компании итоговая сумма будет равна нулю (скорее всего даже уйдет в минус). В таком случае уставный капитал приравняют к одному рублю. Именно этот символический рубль и будет тем, что останется после вышеуказанной процедуры в собственности старых владельцев. Но по закону одному рублю уставный капитал равняться не может. Да и для соблюдения норматива достаточности (чтобы не попасть под отзыв лицензии) собственные средства банка должны составлять не менее восьми процентов от суммы привлеченных средств. Чтобы выполнить эти требования, АСВ проведет дополнительную эмиссию акций и акции эти оставит себе, таким образом внеся необходимую сумму. Соответственно, у всех старых акционеров, вместе взятых, окажется «акция» на один рубль, а все остальное - у государственной корпорации. Так что контроль перейдет  государству, а старые владельцы ничего не получат!

Больше того, когда АСВ будет продавать новые акции (закон предусматривает, что оно обязано это сделать, как только найдется первый желающий заплатить за них не меньше, чем было вложено в санацию со стороны агентства), старые акционеры, имевшие хотя бы один процент акций банка, не получат права участвовать в торгах. Так что владелец в любом случае будет новый.

Кто на очереди?

Такая вот придумана схема перераспределения собственности в финансовой сфере России. Из слов Александра Турбанова можно понять, что «под раздачу» попадут десятка три банков. Примерно то же следует, если прикинуть, на какое число санаций хватит выделяемых 200 миллиардов. Правда, никто не раскрывает секрета: до каких размеров разрешено ЦБ выделять кредиты на спасение банков? Александр Турбанов сказал: «Столько, сколько надо, но, конечно, не безгранично». В любом случае эти самые два-четыре десятка банков при посредстве государства своих владельцев сменят.

Причем начнется этот процесс скорее всего не раньше чем через полгода-год. Причина такого временного лага проста. В условиях мирового финансового кризиса перекредитовываться на Западе (а стало быть, иметь деньги для сделок по приобретению новых активов) смогут только те, кто имеет высокий рейтинг. Покупка же проблемного банка рейтинг сразу уронит. Так что, хотя генеральный директор АСВ и объявил о наличии пары претендентов на покупку «первой ласточки», скорее всего банк на некоторое время зависнет под управлением АСВ. Так же, как и следующие. Инвесторы скорее всего подождут, пока пройдет основная волна кризиса. Впрочем, глава АСВ считает, что зря. «Пусть не надеются, что мы будем продавать свои акции дешево, мы научились торговать, - говорит он. - Сейчас банк купить дешевле будет».

Кто станет следующим? Скорее всего такие же региональные «социальные» банки. То есть те, в которых хранятся пенсионные и тому подобные средства. Возможно, банки, в которых много вкладов физических лиц. Конечно, для этого случая у нас есть система страхования вкладов в размере до 700 тысяч рублей. Но зачем допускать банкротство и очереди обеспокоенных клиентов, если можно спокойно поменять руководство и оставить все как есть? Не зря же обе операции проводит одно и то же агентство. И не зря АСВ разрешено, если что, использовать для санации деньги страхового фонда.

А что изменится от этого для нас с вами, дорогой читатель? Да ничего, по сути. Нам-то какая разница, кто будет руководить банком, где лежат наши деньги (если они где-то лежат)? Как раз введение такой системы позволит клиентам наименее болезненно, как мне кажется, пройти этап смены собственника. Главное - чтобы новый оказался эффективным!

Юрий Звягин

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх