Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Адмиральский штаб стал задворками автосервиса

Командный пункт, из которого осуществлялась морская оборона Ленинграда, превращен в место свалки

«Вечерний Петербург» продолжает расследование, начатое материалом «Забыты точки огневые» («ВП» за 4 мая с. г.), - разыскиваем заброшенные объекты военного времени.

- Вы не подскажете, где здесь командный пункт адмирала Трибуца?

- Чего?!

- КП - командный пункт, откуда морской обороной Ленинграда в годы войны управляли.

- Мишаня, ты про КП времен войны ничего не слышал?

- Не. Погреб позади нашей конторы перед разваленной церквухой есть - здоровый, но - заколоченный. А больше ничего нет. Вы бы в музее Военно-морском сначала все расспросили, потом по городу ходили.

Такой содержательный разговор случился у нас с сотрудниками автосервиса. «Большой погреб» за церковью Преображения Господня, что расположена на Инструментальной улице, оказался бомбоубежищем-бункером, возведенным для размещения КП адмирала Трибуца на время вражеских атак. Об этом уникальном и никому не нужном сооружении «Вечёрке» поведала постоянная читательница Людмила Дмитриевна, возмущенная тем, что в центре города, на Петроградской стороне, неподалеку от телебашни, зарастает грязью памятник военной поры...

Куда ведет бетонный спуск?

Снаружи, если смотреть со стороны церковного алтаря, действительно - холм и холм. Но если не полениться и обойти его... Справа, где нет ни земли, ни растительности, взору открываются мощнейшие клепаные металлические листы. Похожи на корабельную обшивку. А это и есть обшивка линкора «Марат», которая пошла на укрепление подземелья: осколки отлетали от нее, как мячик от крепостной стены. Вход зашит деревом, но когда такое было, чтобы хотя бы одну доску не выломали «заботливые» руки аборигенов? Зато у нас есть возможность заглянуть внутрь. В нос ударяет жуткая вонь: через пролом в ограждении в подземелье вываливают мусор - привычная картина для заброшенных памятников военной поры. Но запахи стоит перетерпеть, подождать, пока глаз привыкнет к полумраку, и - поразиться увиденному. Куда-то вглубь земли, на десятки метров, уходит широкий бетонный спуск, тонущий в густой темноте. Свет фонарика не смог пробиться через угрюмую атмосферу бетонных дебрей, но и так уже было ясно: это сооружение - намного более грандиозное и мощное, нежели хваленые доты линии Маннергейма, которые довелось обследовать минувшим летом. Но те доты затерялись в глухих лесах Ленин-градской области, и добраться до них не так просто. А это сооружение - в самом центре Петербурга. Только судьба у них, как ни странно,  -  одна и та же.

Между храмом и убежищем-бункером много общего

Естественно, мы не могли не посетить полуразрушенный храм, дабы поставить поминальную свечу за тех, кто отстоял город, - тут-то и выяснились все обстоятельства интересующего нас дела. Церковь Преображения Господня, алтарная часть которой «приросла» бомбоубежищем, - сама по себе уникальна. Это - единственное сохранившееся до наших дней церковное сооружение,  возведенное в 1840 - 1845 годах по проекту знаменитого архитектора Тона. А расписал храм сам Брюллов. В 1873 году церковь передали лейб-гвардии Гренадерскому полку, и была она - одной из самых красивых и посещаемых на Петроградской стороне, пока в 1930-м не снесли купола, не порушили иконостас, не закрасили роспись гениального живописца и не превратили храм в лабораторию Электротехнического института, что благополучно существует через дорогу и поныне.

В годы войны командный пункт, из которого адмирал Трибуц командовал Балтийским флотом, официально располагался как раз в этой церкви, но на случай огня противника в земле устроили убежище - бункер: уж слишком многие нити управления боевыми действиями замыкались на Владимире Филипповиче, необходимо было обеспечить безопасность адмирала. Хотя - какая там безопасность, если Трибуц то и дело спускался к недалекой Неве  и на своем катере мчался к боевым кораблям и соединениям - под огнем, под бомбежкой...

Якобы был тайный ход с бронированной дверью, соединяющий храм с убежищем - бункером. Вот только его наличие никто из церковнослужителей возрождающегося к жизни храма нам не подтвердил.

...До очередного юбилея Победы остается не так уж много времени - два года. Несмотря на все прошедшие круглые даты, на бомбоубежище и церковь, волею свыше получившую статус храма воинской славы еще в позапрошлом веке, никто так и не обратил внимания. Сейчас появился хороший повод исправить положение и создать подземный музей рядом с действующим культовым учреждением, тем более что их судьбы так тесно переплелись. Право слово, обидно лицезреть тотальную разруху там, где во многом решалась судьба города-героя.

Леонид ЕВОЧКИН

Фото Натальи ЧАЙКИ

Историческая справка

Владимир Филиппович ТРИБУЦ (1900 - 1977) - коренной петербуржец. После Гражданской войны, в которой участвовал на стороне красных, Трибуц был направлен в Военно-морское училище им. Фрунзе. В 1929-м - командир эсминца «Яков Свердлов», в 1936-м - начальник отдела штаба Краснознаменного Балтийского флота, с 1939-го по 1947-й - командующий Балтийским флотом. Соединения, подчиненные Владимиру Трибуцу, участвовали в боевых действиях с первого дня Великой Отечественной войны, причем  не только обороняли Ленинград и обеспечивали работу Дороги жизни, но и наносили удары по территории противника.

С 1951 года Владимир Филиппович Трибуц перешел на преподавательскую работу. Адмирал - автор более двухсот статей и четырех книг, в числе которых - воспоминания «Балтийцы вступают в бой» и «Балтийцы наступают». За службу Родине  Трибуц был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова 1-й степени, орденом Нахимова 1-й степени и многочисленными медалями.

За рубежом командные пункты времен Второй мировой войны превращают в музеи...

На Мальте, в скале, на которой расположены Верхние сады Барракка, был устроен командный пункт английских ВВС. Сейчас там - музей, одна из местных достопримечательностей. КП, расположенный на 30-метровой глубине, открыт для посещения пять дней в неделю и пользуется популярностью у туристов.

...А на территории бывшего СССР разворовывают и разрушают...

В 1941 году в Севастополе, в районе Мартыновой бухты, был построен командный пункт береговой обороны. После войны КП получил статус памятника участникам береговой обороны Севастополя. В годы перестройки бомжи и «металлисты» начали разворовывать металлические части, а уже в наши дни некая гражданка начала частное строительство на территории памятника, в результате чего некоторые сооружения КП были снесены. Предприимчивую даму привлекли к административной ответственности, но КП так и не восстановлен.

↑ Наверх