Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

...Но далеко еще до первых зимних бурь

Листья желтые над городом кружатся… Действительно, кружатся. И именно над городом. Здесь все-таки теплее на два-три градуса, и листопад может продолжаться даже тогда, когда внезапно выпадет первый снег.

В окрестностях и тем более в дальних лесах листья опадают значительно раньше. В наших краях осень откатывается с востока к западу, постепенно уступая натиску первых зимних заморозков. Может так случиться, что в Подпорожском районе уже снег лежит, а в Кингисеппском все еще царствует золотая осень.

Но самую необычную картину я наблюдал в рощах близ южного побережья Финского залива. Огромные массы воды охлаждаются довольно медленно, не позволяя и воздуху слишком быстро приходить в холодное состояние. Этакий ноябрьский рай, схожий с сентябрьским бабьим летом. В городе уже все листья с деревьев опали, а здесь и липы еще шелестят кронами, и березы, и ясени, и вязы, и даже дубы. А то, что уже сброшено вниз, покрывает землю густой массой, в которой местами вязнут ноги.

Опавшие листья - надежное укрытие для мелкой лесной живности. Ее в таких рощах - видимо-невидимо. Под лиственным покровом и следы проложены...

Но попробуйте-ка поймать крошечную землеройку - не у всякого получится. А вот у лисицы получается. О, это известный специалист. Особенно по мышам. Им она проходу не дает и частенько забегает на охоту в теплые пока рощи. Отъедается на зиму. Потом-то ей несколько месяцев придется скакать по глубоким снегам, с переменным успехом добывая скудное к тому времени пропитание.

А в осеннем лесу лисица может и зайца подкараулить и завалить. У длинноухих осенне-зимняя линька - очень непростой период. Они частью серые, частью уже белые и довольно заметны в поредевшем лесу, в своих любимых осинниках. Тут-то их и подстерегают хищники. И не только лисицы, рыси и волки, но даже и совы. С крепким сильным зайцем не всякая сова, конечно, справится, но старого или ослабленного вполне может затюкать.

И все лесные хищники знают, что помимо опытных зайцев, опасных в схватке, в осеннем лесу затаиваются и листопадники - недавно народившиеся зайчата, совсем еще несмышленые. Пока главный инстинкт - умение затаиваться. А где затаишься в полупрозрачном лесу? У голого пня, среди голых кустов? Находят, конечно, укромные места, но днем стараются сидеть тихо и не высовываться. Но если хищник обнаружит их хотя бы по запаху - тогда уж как повезет. Из десятка народившихся зайчат выживут и дотянут до взрослого состояния и способности продолжать род один-два - уже хорошо.

Это все о зайцах-беляках. Русакам еще труднее. Им по природе своей более привычны степные пространства средней и южной полосы. Непонятно, что загнало их в наши северные леса. Но некоторые все же приспособились, худо-бедно находят себе пищу и даже производят потомство. Встреча с ними - большая редкость. Я только один раз видел такого серого: пронесся мимо, взметая осеннюю листву. Летел как стрела и даже меня напугал - не волки ли за ним гонятся? Это в Ломоносовском-то районе!..

Кого же еще можно увидеть в позднеосеннем лесу?

Да вот хотя бы птиц. Кочующие свиристели - хохлатые красавцы - передвигаются стайками и, как правило, держатся настороженно. Слишком уязвимы они. Для хищных пернатых - все на виду, и в густых зарослях уже не укрыться. Подолгу на одном месте они не задерживаются и перелетают туда, где еще можно поклевать разных ягод. Этих лесных деликатесов остается все меньше, и многие птицы вынуждены переходить на более грубую пищу вроде побегов и хвои. Поэтому на открытых пространствах вполне можно встретить жителей потаенных уголков - рябчиков и тетеревов.

Объединяются в стайки синицы. Часто к ним присоединяются поползни - мастера бегать по стволам вниз головой. Все вместе они обшаривают деревья и находят в разных щелях мелких насекомых. Их, оказывается, забилось туда в преддверии зимы не так уж мало. Чуть пригреет скудное солнце - и вокруг деревьев возникают как бы облачка дыма. Это комары-толкуны опять резвятся. Как и давно минувшей весной, так и ушедшим летом. Такие непоседливые существа - могут и зимой начать свои ритмические танцы.

Ну и круглый год стучат по лесам дятлы. Старательно работают, с азартом, продалбливая некоторые деревья чуть ли не насквозь. Как только голова не разболится! Удивительная птица: учует и услышит личинку, спрятавшуюся глубоко под корой и даже в середине ствола. И свой длинный нос в сторону не уведет - попадет точно в цель. Так и порхает целый день среди деревьев. Великий лесной санитар...

Эдуард АЛЕКСАНДРОВ

Фото автора

Секция походов выходного дня Санкт-Петербургского турклуба приглашает

15 ноября

Ст. Левашово - мемориал «Левашовская пустошь» - дер. Новоселки - лесные дороги - пл. Дибуны (14 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 9.20.
Ст. Овинцево - дер. Молосковицы - ст. Овинцево (12 км, посещение имения, в котором работал композитор Н. А. Римский-Корсаков, и фермерского хозяйства). Руководитель - Е. Оборонкова, сбор на Балтийском вокзале (поезд на Ивангород в 8.10, 3-й вагон; возвращение гдовским поездом).

15 - 16 ноября

«Ночной поход в новолуние»: ст. Лебедевка - оз. Столбовое - карьер - оз. Чернь - ст. Гаврилово (15 км, на привале - костер). Руководитель - О. Хлямов, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 22.20 (возвращение утром).

16 ноября

Ст. Ушково - Решетниково - ст. Зеленогорск (16 км). Руководитель - Л. Пирогова, сбор на Финляндском вокзале в зале ожидания в 8.30 (электропоезд в 8.59).
Ст. Девяткино - дер. Корабсельки - дер. Мистолово - Порошкино - ст. метро «Парнас» (30 км). Руководитель - М. Божулич, сбор на ст. метро «Девяткино» в 8.30.
Ст. Местерьярви - тропа «восток» на каньон р. Приветной (переправа) - старый мост - 3-я дорога - ст. Приветнинское (20 км, на привале - костер). Руководитель - В. Ефимов, сбор на ст. Удельная у кассы № 4 в 8.10 (проезд до Зеленогорска, далее пересадка на дизель).
Секция походов выходного дня будет работать в турклубе (Заставская ул., 28) 11 ноября с 17.00 до 19.00. Встречаются руководители походов.

 

↑ Наверх