Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Дом музыки хорошеет

Сергей Ролдугин поделился своими планами

Чтоб добраться до этого особняка, надо постараться. И дело не в том, что он на западном краю города, между Мойкой и «Адмиралтейскими верфями». Просто во дворе ревут экскаваторы, закапывая непролазные канавы, и суетятся рабочие.

Поэтому мы попали внутрь с заднего входа, через садик.

Особняк - это дворец великого князя Алексея Александровича, родного брата Александра III. В 2005 году он был передан властями Санкт-Петербургскому дому музыки. Все это время шла реконструкция здания, а сейчас счастливые будущие обитатели решили показать нам уже почти завершенный результат работ.

- Сначала здесь была просто полная разруха, - рассказывает художественный руководитель Дома музыки народный артист России Сергей Ролдугин. - Дворец был в гораздо худшем состоянии, чем все окружающие его здания. Не было отопления, не было окон и дверей - ветер гулял по этим потрясающим интерьерам. Но постепенно удалось все восстановить. Правительство города благоустроило парк вокруг дворца, скоро поставим на место отреставрированную решетку. А внутри здания идут уже завершительные, отделочные работы.

- Это уникальный дом работы архитектора Месмахера. Вот смотрите, - показал Сергей Павлович на фреску на фронтоне, - это сграффито. Здесь наложено несколько разноцветных слоев штукатурки, а затем процарапывается рисунок. Такое было принято в Чехии, в Германии в XV - XVI веках. У нас это - единственный подобный пример, больше такого в Петербурге просто нет.

Через узкий лаз мы проникли внутрь, прошли по лестницам, еще засыпанным стройматериалами. Повсюду леса - только нагибайся, чтобы не врезаться лбом в какую-нибудь конструкцию.

Потом начинаются залы, почти полностью отреставрированные. Резной дуб, кожа и позолота мерцают в темноте. Испортился генератор, и не смогли дать свет, чтобы мы  разглядели все подробней. Фотограф сетовала, а я любовался сумраком, который этим покоям очень идет. Художественный руководитель с видимым удовольствием показывал свои владения.

- Такого не видел никто и никогда. Это - Резная столовая. Весь интерьер - резьба по дубу. Вот танцевальный зал с настоящими мраморными стенами. В кабинете великого князя стены обшиты кожей, тисненной золотом. Кабинет мы здесь и оставим - это будет парадный кабинет для встреч, я буду принимать тут гостей...

- Скажите, а все материалы - настоящие, тогдашние?

- О да. Был момент, когда я спросил: что это у вас за оконная рама из палочек каких-то? Мне ответили, что все это - подлинные, «родные» палочки. Все, что можно, сохраняется. В Китайском зале - черное дерево. Есть еще Английский зал, есть особое помещение с купелью - таким почти что бассейном. Камины выложены изразцами. В общем, есть на что полюбоваться - даже в темноте.

В какой-то момент я отстал и потерял показывающего в полумраке интерьеры Сергея Павловича. Зато встретился с генеральным директором Дома музыки Олегом Анисимовым. И конечно, тоже задал ему несколько вопросов.

- Пару слов, если можно, про ваш Дом музыки...

- Как любит говорить Сергей Павлович, это «музыкальная сборная». По аналогии со спортивным термином. Здесь отбирают лучших ребят из консерваторий по всей России. Здесь они готовятся, получают мастер-классы, а затем едут на конкурсы и побеждают. Недели через три-четыре мы переезжаем сюда. Офис для нас уже готов. А 25 декабря здесь, надеюсь, проведут первый концерт. Зал тут небольшой, камерный, человек на 150 - но зато он специально подготавливается, акустикой занимаемся особо. В подвалах будут находиться репетиционные помещения. Еще предполагаются библиотека, фонотека...

- А посетителей будут пускать полюбоваться интерьерами?

- Да, конечно. Не в одиночку, наверное, но групповые экскурсии мы непременно организуем.

Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх