Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

В Германии не понимают, почему подорожала «Летающая тарелка»

Новая сумма госконтракта на строительство стадиона для «Зенита», по оценкам европейских экспертов, не могла превысить 500 миллионов долларов

Городские власти объявили об аукционе, на который выставлено право завершить проектировку и строительство на Крестовском острове футбольной арены «Зенита» и который состоится 5 декабря. Сумма госконтракта - 18 миллиардов 603 миллиона рублей. Возможно, тендер снова выиграет компания «Авант», являвшаяся генподрядчиком работ до их удорожания в три с лишним раза. Между тем к «Летающей тарелке» проявляла интерес немецкая фирма «Hochtief», которая возвела в Гельзенкирхене стадион «Ауфшальке». Ее заявку отклонили якобы из-за ошибок в оформлении документации. Видимо, питерскую администрацию не испугала «неопытность» «Аванта» в строительстве масштабных спортсооружений.

Но недавно губернатор Петербурга Валентина Матвиенко назвала проект «Летающей тарелки» Киши Курокавы всего лишь эскизным. Дескать, японский архитектор не рассчитал количество металлотонн, необходимое для строительства арены, а следовательно, проблемы и ошибки у проектировщиков (а также и удорожание работ в три раза - до 23 млрд. рублей вместо заявленных первоначально 6,67 млрд.) были неизбежны.

- В том, что проект Курокавы был эскизным, нет ничего удивительного: подобные макеты стадионов, выставленные на всех конкурсах в мире, не предполагают детального инженерного решения, - заявил Бернд Пюттлер, офицер структурного подразделения «Hochtief-Construction» в Эссене (там находится штаб-квартира этой легендарной немецкой компании, к слову построившей в XX веке в том числе и бункер Гитлера в Берлине), до которого дозвонился корреспондент «ВП». - Это инженерное решение появляется на более поздних стадиях проектирования, поэтому и стоимость работ задним числом - «из-за ошибок» - возрасти не может.

Следовательно, считают в Германии, главным звеном в цепи проблем была неопытность компании-проектировщика.

А вот удорожание проекта питерского стадиона на триста процентов немало удивило Пюттлера: «За последние четыре года стоимость стройматериалов, в первую очередь цемента и металлоконструкций, возросла на 40 - 50 процентов. Допустим, также увеличилась цена на завершение архитектурных и проектно-инженерных работ - если мы говорим о тех проектах, которые мы реализуем в других странах, - а это футбольные арены в Амстердаме, Порту и Лиссабоне на 52 тысячи мест каждая и стадион «Днепра» в Днепропетровске на 31 тысячу мест, где состоятся матчи Евро-2012».

Получается, более чем в два раза сумма контракта увеличиться не могла...

По словам Пюттлера, два года назад компания «Hochtief» бралась построить на Крестовском стадион за деньги, упомянутые в первом конкурсном задании, - в пересчете это около 250 миллионов долларов. «Может, у вас в России есть «особенная стать», но я об этом рассуждать не хочу», - добавил немецкий специалист.

Разумеется, у стадиона в Питере есть свои фишки - выдвижное поле, навесная крыша. Тем не менее новая сумма госконтракта - почти 24 млрд. рублей (5,45 млрд. - за работы, выполненные «Авантом», и 18,6 млрд. рублей, на которые объявлен конкурс),  а это ныне составляет 890 млн. долларов - вызывает определенные вопросы.

Если бы подряд доверили немцам - на стадионе «Зенита» ради болельщиков провели бы знаменитый «пивопровод», чтобы зрители могли потреблять пенный напиток крепче кваса не вставая с мест. Увы, теперь это исключено - в новом аукционе «Hochtief» участвовать не собирается. «Дело вовсе не в том, что мы будто бы считаем отношение к нам со стороны ваших властей предвзятым, - просто сейчас наша компания завязана с крупномасштабными проектами в России, в том числе в Петербурге: в частности, контейнерного терминала в Ломоносове и комплекса защитных сооружений от наводнений», - пояснил Пюттлер.

Кстати

Сколько может стоить в России футбольный стадион?

За образчик возьмем арену «Спартака», которая возводится в Москве

Нынче компания «Hochtief» близка к заключению контракта на строительство олимпийского стадиона в Киеве и стадиона ФК «Спартак» в Москве.

Чтобы сравнить стоимость «Летающей тарелки» и той арены, которую «Hochtief» с большой долей вероятности будет возводить в столице, корреспондент «ВП» связался с представительством немецкой фирмы в Москве. Руководитель проекта Валерий Фомичев подтвердил, что данные, которые в свое время привел владелец «Спартака» Леонид Федун (500 миллионов долларов), близки к истине.

При этом стоимость работ по забиванию свай оказалась сопоставимой с питерской: если стадион «Зенита» возводится на намывных землях (по словам генерального директора «Аванта» Григория Фельдмана, нужно было забить 12 тысяч свай на глубину 30 метров), то в столице эти сваи забивают аж на 40 метров. Кроме того, строители наткнулись на законсервированную станцию метро «Волоколамская», которой не было на планах (вводили в заблуждение разведку потенциального противника?), из-за чего пришлось перекраивать вход на арену. Но даже с этими «незапланированными» удорожаниями общая стоимость работ отнюдь не превысила 500 миллионов долларов. И ни о каких 890 миллионах, как в питерском проекте, речь не идет.

Борис ОСЬКИН

↑ Наверх