Семейная жизнь с... Достоевским
Для Веры Бирон великий писатель стал практически родственником
30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве родился Федор Михайлович Достоевский.
До сих пор в нашем городе есть много мест, которые связаны с героями романов Достоевского. Например, когда идешь к Сенной по каналу Грибоедова, вспоминаешь, как мерил неровными шагами этот путь к дому старухи процентщицы мятущийся Родион Раскольников, мучая себя вопросом «Тварь я дрожащая или право имею?». А любуясь Крюковым каналом и Никольским собором, всегда вспоминаешь «Белые ночи», свидания Настеньки с Мечтателем...
Одно из культовых мест для всех поклонников великого писателя - его дом-музей в Кузнечном переулке.
Вера Бирон (на фото) вот уже три десятка лет работает в этом музее, сейчас она -заместитель директора по науке. Даже не просто работает, можно сказать - живет. Она знает о Достоевском все, помнит его книги чуть ли не наизусть. Ее муж, художник Игорь Князев, тоже трудится в музее. Мало того, в музее работают и дети - сын и дочь, которые выросли в этих стенах. О музее, о Петербурге Достоевского, о том, как же так вышло, что великий писатель стал для нее членом семьи, корреспонденту «ВП» рассказывает Вера Бирон.
Сериалы по Достоевскому подогревают интерес к его романам
- Насколько Достоевский популярен сегодня в России? На Западе?
- Судя по потоку иностранных посетителей - на Западе популярен. В России - не уверена.
- Должен ли музей в наши времена превращаться в некий досуговый центр, изобретая различные способы привлечения публики?
- Если слово «досуг» понимать как «часть внерабочего времени», то - да. Музей должен постоянно развиваться и чувствовать, а может быть, даже - предчувствовать новые тенденции. Мы все замечаем, что новое поколение читает меньше. Безусловно, задача литературного музея привлечь молодых людей, предпочитающих посещению музея общение в чатах и форумах, в клубах и на тусовках. Конечно, не все способы хороши. Все зависит от чувства меры и вкуса!
Десять лет назад мы начали работать с «Белым театром», в содружестве с которым было создано много ярких проектов.
- Вызывают ли сериалы повышение интереса к творчеству Достоевского?
- Безусловно. Этому есть подтверждение - скупленные тиражи экранизированных романов.
- Какой из фильмов и сериалов по романам Достоевского вы считаете лучшим?
- Из российских - фильм Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», замечательный фильм «Скверный анекдот» Алова и Наумова. Понравился ироничный (иногда, правда, на грани вульгарности) фильм Романа Качанова «Даун-хаус», анимационный фильм Александра Петрова «Сон смешного человека». Из зарубежных - «Идиот» Акиры Куросавы.
Плохих фильмов больше. Достоевского, несмотря на его драматургичность, о которой все всегда говорят, ставить очень сложно. Мешает режиссерам, думаю, отсутствие своего прочтения. А это необходимо для постановки классики. Режиссер должен знать, зачем он снимает/ставит это произведение. Если он просто пересказывает содержание, то зрителю лучше читать первоисточник.
Сам Достоевский советовал для инсценировки его произведений брать идею или какой-нибудь эпизод, а не пытаться адаптировать для сцены весь роман целиком. Режиссеры, на мой взгляд, имеют право использовать его сюжеты, эпизоды, мотивы. Все зависит от таланта. Конгениально это сделать, конечно, нереально, но достойно - можно пытаться.
Великие имена должны иметь защиту
- А такие курьезы, как арт-бар «Достоевский», который располагался на Владимирской площади, неподалеку от музея, разве не свидетельствуют о популярности писателя? В меню там, помнится, были блюда, названные по именам его героев. Бифштекс «Раскольников», десерт «Сонечка Мармеладова»... Как бороться с попытками низвести Достоевского до уровня массовой культуры?
- Мне кажется, что все эти вопросы связаны с уровнем культуры. Нормальный здравомыслящий человек не назовет убогое помещение рестораном «Шекспир» или еще как-нибудь, не повесит на стенку суперобложку дешевой книжки в рамке, не создаст блюдо «макароны по-гомеровски» и т. д. Но у нас как-то со здравомыслием плохо. И у тех, кто это создает, и у тех, кто дает на это разрешение. К счастью, арт-бар уже закрыт. Но зато есть ресторан «Достоевский» в гротескном наборе с ювелирным магазином «Золотая страна». И находится это претенциозное заведение через пару домов от той квартиры, где Федор Михайлович создавал свой первый роман «Бедные люди». Мне кажется, великие имена должны иметь защиту. А пока ее нет, не исключено, что «любители литературы» начнут именами поэтов и писателей называть химчистки, магазины, распивочные.
- Несколько лет назад шла речь о создании некоего квартала Достоевского. Так все и закончилось разговорами?
- Петербург постепенно обезличивают, это касается и мест, связанных с Достоевским. Это так обычно теперь, что скоро мы не будем замечать исчезновений не только приворотных камней или решеток, но и самих зданий. Я живу в Дмитровском переулке, несколько дней назад наткнулась в Интернете на список «ветхих» домов, подлежащих сносу. Наш дом оказался в их числе. Дом построен в 1848 году. Когда-то его ставили в список домов на капитальный ремонт. Сегодня выгоднее сносить.
«Этим пестиком Митя чуть не порешил Григория»
- Вы занимаетесь Достоевским много лет. Что он значит в вашей жизни?
- Работаю в музее всю жизнь. Дочь и сын в музее просто выросли. Теперь они тоже работают в музее и в нашем театре. Муж - художник музея. Поэтому я не разделяю наши жизни. Я люблю Достоевского. Вот и все.
- Вашим детям вы читали на ночь Достоевского вместо сказок?
- Имя Достоевского, естественно, звучит у нас дома постоянно. Но росли дети на обычной детской литературе! Чтением на ночь занимался Игорь, прочел им, кажется, всю детскую мировую литературу. В музее сейчас они, так же как и мы, занимаются всем, абсолютно «синтетические» сотрудники.
Дочь окончила Сорбонну, формально в музее занимает должность научного сотрудника. Но в связи с интенсивной театральной деятельностью музея Анастасия выполняет функции помрежа, администратора, PR-менеджера, костюмера, реквизитора и т. д. Одновременно занимается переводами, водит экскурсии, готовит выставки. Определить функции сына еще сложнее, у нас такой должности в штатном расписании нет: он делает все, что связано с техникой, звуком, видео - видеооператор, фотограф, звукорежиссер...
- А как вы познакомились с вашим мужем Игорем? Не в музее ли?
- К нашему знакомству ФМ был не причастен, но первый подарок, который мне сделал Игорь, был в стиле Достоевского: он мне подарил медную ступку XIX века, на которой было выгравировано «На память от Грушеньки», а на пестике - «Этим пестиком Митя чуть не порешил Григория». Этот редкий экспонат всегда стоит у нас на видном месте.
- Знаю, что ваш муж на день рождения каждый год дарит вам очередную статуэтку - Достоевского, сделанного собственноручно. Не прервалась ли традиция?
- Традиция не прерывается. Мы хотя бы в семье пытаемся что-то сохранять!
Беседовала Зинаида АРСЕНЬЕВА
Важно: Правила перепоста материалов