Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Грибоедову будет не скучно в компании Багратиона

Объявлен открытый конкурс на памятник герою 1812 года

Известная своими строительными новациями компания «Талион», которую возглавляет Александр Ебралидзе, при поддержке комитета по градостроительству и архитектуре, а также Санкт-Петербургского союза художников презентовала новый проект, посвященный увековечению памяти героя Отечественной войны 1812 года генерала Петра Ивановича Багратиона.

На днях в «Резиденции Талион Шереметевский дворец», расположенной на Кутузовской набережной, 4 (там раньше обитал Дом писателей), был объявлен открытый конкурс на проект памятника доблестному полководцу.

В комиссии - уважаемые люди

Как и положено в таком случае, была создана конкурсная комиссия, куда, по словам ее председателя члена Совета Федерации Сергея Тарасова, вошел ряд уважаемых людей - главный художник Петербурга Георгий Шереметьев, председатель правления Санкт-Петербургского союза художников Альберт Чаркин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и другие. На презентации проекта было заявлено, что перед участниками конкурса не ставится никаких ограничений: можно сделать бюст, а можно и конную статую - выбор остается за автором. Место установки будущего памятника определено - Пионерская площадь, район ТЮЗа. Правда, пока неизвестно, где конкретно будет стоять монумент, но, по мнению гендиректора Международного благотворительного фонда спасения Петербурга - Ленинграда Александра Марголиса, этой точкой может стать скверик за ТЮЗом - между улицей Марата и набережной Обводного канала; он не имеет названия, как и площадь, к нему прилегающая. «А пока нынешний облик Пионерской площади, бывшего Семеновского плаца, где с середины XVIII века стояли гвардейские части, ну совершенно никак не напоминает об этой очень важной главе петербургской истории», - с грустью заметил Александр Марголис.

Председатель конкурсной комиссии Сергей Тарасов рассказал прессе, что стал заниматься этим вопросом полтора года назад, в бытность свою вице-губернатором.

К нему тогда обратились Александр Ебралидзе и коллеги с предложениями увековечить память Багратиона в Петербурге. «Дело это оказалось непростым по многим причинам, и первая - та, что Багратион, будучи человеком незаурядным, всю свою жизнь проводил в военных походах, битвах, боях, защите государства и государя и практически оседлой жизнью в Петербурге не жил. По крайней мере места его пребывания не носили длительный характер», - поведал Сергей Борисович. Сенатор заметил, что та работа, которая начата, очень важна: ведь положение на Кавказе и отношения России с правительством Грузии весьма обострены и «сегодня отдать дань русскому полководцу грузинского происхождения, посвятившему всю свою жизнь служению Родине - Российскому государству, - актуально со всех точек зрения».

Почему Пионерская площадь?

После долгого обсуждения, где бы лучше всего увековечить память командующего 2-й русской армией в войне с Наполеоном, выбор пал на Пионерскую площадь. Потому что Багратион был шефом лейб-гвардии Егерского батальона (как бы у нас сейчас сказали - спецназа), который квартировал в казармах Семеновского плаца. И каждый раз, когда он возвращался в Петербург из военного похода, его главным служебным адресом оставались эти казармы - собственным домом в Петербурге князь Петр Иванович так и не обзавелся до самой смерти в 1824 году. Кстати, была задумка поставить памятник Багратиону в Павловске, где он исполнял обязанности военного коменданта и даже имел дачу (в дальнейшем она была продана вдовствующей императрице Марии Федоровне и не так давно воссоздана - это Розовый павильон), - именно в павловские летние лагеря выезжали егеря. Но потом от этой идеи отказались.

Церетели отказали

«Уже сейчас я знаю много скульпторов и архитекторов, которые работают, думают, размышляют над тем, каким должен быть памятник Багратиону», - ввел в курс дела журналистов Альберт Чаркин.

Конечно, пресса не могла не поинтересоваться: не собирается ли Зураб Церетели поучаствовать в конкурсе? Александр Ебралидзе выразил общее мнение членов комиссии: «Стиль господина Церетели не соответствует петербургскому духу и петербургской культуре». А потому участие Зураба Константиновича в этом проекте не запланировано.

Еще любопытных журналистов интересовало, на какие средства будет сооружен памятник, ведь кризис на дворе - до новых ли монументов городу сегодня? Альберт Чаркин отделался пространной фразой: дескать, на конкурс выделено несколько миллионов. И не уточнил, в какой валюте. Сенатор Сергей Тарасов также напустил туману: «Пока еще неизвестно, какой мы выберем памятник, поэтому и стоимость его не очень ясна» - и зачем-то добавил, что вряд ли кризис повлияет на финансирование конкурса. Однако господин Ебралидзе, подводя черту, ответственно заявил, что главное - сам памятник, а финансы - «дело вторичное».

Остается добавить, что конкурс будет проходить в два этапа (проекты принимаются до 15 января 2009 года). Четыре победителя первого тура, которых определит жюри 30 января будущего года, пройдут во второй тур - из их проектов и будет выбран лучший.

Мнение

Евгений Анисимов, автор монографии о Багратионе, доктор исторических наук, член Ученого совета Санкт-Петербургского института истории РАН:

- Мне кажется, что памятник Багратиону должен быть репликой памятникам Орловского, во всяком случае он должен быть сделан в таком стиле, в каком выполнены Кутузов и Барклай-де-Толли. Идеально было бы разместить такой памятник у Казанского собора: Кутузов стоял бы в центре, а Барклай и Багратион - по краям. Но мы понимаем, что исторический образ Казанской площади сложился и не следует туда вторгаться. И в этом смысле место у казарм на плацу - лучшее. Биография у Багратиона сложная, ему во многом не везло, его постоянно задвигали... Но он всегда считал себя русским, потому что русский - всегда было идентично империи. К слову, Барклай-де-Толли - немец, но также считается русским полководцем, который защищал Россию именно как империю.

Людмила КЛУШИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх