Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

Александр Кержаков: Отношения у меня только с женой

Его по-прежнему любят и ценят в Санкт-Петербурге. Даже несмотря на то что он, лучший бомбардир «Зенита» за всю российскую историю, провел свой последний матч за петербургскую команду 29 октября 2006 года против «Москвы». Первое свое большое интервью - с тех пор, как вернулся в Россию из испанской «Севильи», - Александр Кержаков дал питерскому телеканалу «100ТВ». И это логично: ему есть что вспомнить и есть о чем рассказать петербургским болельщикам.

Накануне очередной встречи «Зенита» и «Динамо» на стадионе «Петровский» (16 ноября) телеканал любезно предоставил запись интервью и для читателей «ВП».

Уровень футбола в России не изменился

- Александр, спустя год вы вернулись в российский чемпионат. Как считаете, за время вашего отсутствия уровень российского футбола вырос?

- Сложный вопрос. Я, в общем-то, не так уж и долго отсутствовал в России. Но, честно говоря, когда приехал, какой-то разницы не почувствовал. Конечно, прогресс существует: в наш футбол приходят большие деньги, сюда приезжают именитые футболисты, но вот общий уровень футбола в принципе остался прежним. Ведь футбол - это не только игра.

- Вы сказали, что в России появляются большие деньги. А всегда ли они идут на пользу российскому футболу?

- Когда финансы используются с умом, с перспективой, тогда, конечно, да. Деньги ведь надо вкладывать не только в основную команду и в покупку дорогостоящих футболистов, но и в развитие клуба. Тогда это идет на пользу всему футболу.

- Как вы считаете, в России много таких клубов, которые идут по тому пути, который вы обрисовали?

- Нет.

- Сейчас вы играете под руководством Андрея Кобелева, специалиста совершенно новой формации. Вы уже достаточно с ним поработали, чтобы составить о нем свое мнение. Чем он отличается от всех тех тренеров, с которыми вам уже приходилось работать?

- Первое отличие - это возраст. Кобелев молод, но уже сейчас он очень опытен и рассудителен. И вообще производит впечатление умного и грамотного специалиста, знающего, чего он хочет от каждого футболиста. А главное то, что игроки понимают, чего от них требует главный тренер.

- Вы как-то сказали, что испытываете огромное удовлетворение от  психологического фона, который существует в команде. Сохранился ли он к этому моменту, на ваш взгляд? Как вы считаете, все ли получается у «Динамо» в этом сезоне?

- Сложно сказать. В принципе второе место в турнирной таблице - это хорошо. Но упущенные игры, которые мы не выиграли, все-таки оставили большой осадок. В идеале очковый отрыв от преследователей мог бы быть больше на 6 - 7 очков. Но это футбол. А атмосфера в команде действительно хорошая, коллектив у нас замечательный и дружный.

О «Севилье»

- Давайте немного поговорим о вашей испанской карьере. Не секрет, что в «Севилье» была очень большая конкуренция за место в основном составе. Скажите честно - вы могли остаться в команде или в какой-то момент поняли, что не выдерживаете борьбы с Кануте и Луисом Фабиано?

- Конечно, можно было остаться. Но когда новый главный тренер Маноло Хименес сказал, что основной дуэт форвардов составляют названные вами футболисты, а на меня рассчитывают лишь как на третьего нападающего, я понял, что нужно что-то менять. Когда наставник не видит тебя в составе и говорит об этом прямо, то ждать, пока кто-то получит травму или произойдет еще что-нибудь из ряда вон выходящее, смысла не имеет.

- Могли бы вы сравнить двух тренеров «Севильи» - Хуанде Рамоса и того же Хименеса?

- Отличия были кардинальными. Рамос был серьезной величиной, уехал в «Тоттэнхем», тогда как Хименес до этого тренировал только дублирующий состав. Мне кажется, Хименес вообще не рассчитывал тренировать большой клуб. Но ему повезло. Когда он пришел, команда была уже сформирована. Нельзя не признать, что у него был прекрасный штаб, очень хорошо работал селекционный отдел.  Поэтому каких-то усилий ему предпринимать не приходилось. Он не стал учить нас ни каким-то новым тактическим схемам, ни играть в другой футбол. Он действовал от простого.

- Много говорили о том, что в какой-то момент возник вариант перехода Кержакова в «Тоттэнхем», который возглавил Рамос. Насколько эта информация соответствует действительности?

- Сложно сказать. В принципе одного желания тренера недостаточно, чтобы приобрести игрока. Да, у меня был  разговор с Рамосом, в котором он подтвердил, что хотел бы видеть меня в своей команде. Не скрою, мне было очень приятно, что такой специалист отмечает мои заслуги. В «Севилье» я всегда отстаивал интересы команды, заслужил определенную репутацию. Словом, я не знаю, был ли реален такой вариант.

- Готовы ли вы были после «Севильи» продолжить карьеру в Европе?

- Да, варианты были. И неплохие. Но сложилось так, как сложилось. Просто нужно было сделать выбор. Поэтому сейчас я здесь.

- Насколько ваш переход  в «Динамо» связан с желанием попасть на чемпионат Европы? Или вы просто хотели играть в футбол?

- Конечно, я хотел играть. Повторюсь: узнав, что на меня не рассчитывают как на основного нападающего, я решился на перемены. При этом гипотетическая поездка на чемпионат Европы не стала главным фактором моего перехода в «Динамо».

О жизни в Москве

- Как обустроились в Москве?

- Здесь нет никаких бытовых проблем, мне и моей семье очень комфортно. Дочка вот в садик пошла. Но в город, честно говоря, мы не часто выезжаем. Живем недалеко от базы. В Москве очень большие пробки, тяжелое движение. Особенно вечером, по направлению из города. Если проводить параллели с Испанией, то везде можно найти свои достоинства и недостатки. В России, скажем, с языком проблем не возникает.

- Вы говорите по-испански?

- Ну да. Объясниться могу.

- А если сравнивать климатические условия?

- Ну, сначала в Испании казалось очень хорошо, тепло. Но год спустя, когда за окном одна и та же погода, начал чувствовать однообразие. Но так бывает всегда - когда-то плюсы обязательно превращаются в минусы. Такова жизнь.

- Зато у «Динамо» новая хорошая база...

- Конечно! К хорошему быстро привыкаешь. Вы правы, в Новогорске действительно комфортно.

О сборной России

- Затронем не очень приятную для вас тему. Речь о сборной России. Честно говоря, до сих пор непонятно, почему Александра Кержакова не вызывают в главную команду страны...

- По мере приближения того срока, когда тренер должен был огласить заявочный список, я уже понимал, что этого не произойдет. Слышал разные разговоры. В итоге так и случилось. Мне позвонили, сказали, что тренер выбрал других нападающих. Вот и все.

- Но ведь вы прошли с командой весь отборочный цикл и стали ее лучшим бомбардиром!

- Футбольный мир очень сложный. Да и люди все индивидуальны. Каждый принимает то решение, которое считает нужным. При этом еще раз повторю - победителей не судят. Наша команда заняла третье место. Какие могут быть вопросы? Все довольны.

- Какие у вас отношения с Хиддинком?

- Отвечу как Станислав Черчесов: отношения у меня только с женой (смеется). С Хиддинком мои отношения ограничивались только тем, что были во время работы в сборной.

- После Евро-2008 никаких контактов с тренерским штабом не было?

- Нет. Было бы удивительно, если бы они были.

- Думаете, что еще все поменяется?

- Вы знаете, я много чего думаю. Все может поменяться в любую секунду. Не только в футболе, но и в жизни. Жду я или не жду? Я ничего не жду, а живу так, как сейчас, - тренируюсь и выкладываюсь по полной программе. Я мечтаю только о том, чтобы в семье все было хорошо.

- Как вы считаете, сборной России реально попасть на чемпионат мира напрямую? Или же стыковые матчи неизбежны?

- Не знаю. Честно говоря, я особо не задумывался над этим вопросом. Как будет, так и будет. Повезет - выйдем напрямую, нет - будем бороться за стыковые матчи.

О ситуации с Андреем Аршавиным

- У вашего бывшего одноклубника Андрея Аршавина произошел целый детектив с несостоявшимся отъездом в европейский клуб. Каково ваше отношение к сложившейся ситуации? Можно ли провести параллели с вашим отъездом в «Севилью»?

- Нет. В первую очередь потому, что на тот момент я не был обладателем Кубка УЕФА и бронзовым призером чемпионата Европы. Андрей является лицом команды-победителя, одним из лучших футболистов в России, участником Лиги чемпионов. Именно поэтому переговоры о переходе ему давались намного сложнее. Да и цена на него очень велика для Европы. Мне действительно хотелось бы, чтобы он перешел в другой клуб. Скажем, в «Барселоне» он мог бы добиться успеха и показать себя всему футбольному миру. На мой взгляд, испанский чемпионат для него ближе, чем английский. Так что, думаю, ему не стоит расстраиваться, что он не перешел в «Тоттэнхем».  В Англии ему было бы  намного сложнее, чем в Испании.

- А почему?

- Потому что футбол немного другой.

- И в чем же столь кардинальное различие этих чемпионатов?

- Скажу так: при той тактике, которую исповедует «Барселона», Андрею было бы раскрыться намного легче, чем в другом любом клубе. Если у него все сложилось  хорошо, то зимой «Барселона» и руководство «Зенита» могли бы прийти к общему знаменателю. Это был бы большой плюс не только для Аршавина, но и для всей России. Я не беру тот период, когда Игорь Корнеев перешел в «Барселону», просто именно сейчас для всего нашего футбола это было бы сильным толчком. Надо ли было отпускать Аршавина сейчас? Не знаю! Если б я был президентом «Зенита», то, конечно, не хотел бы, чтоб такой футболист ушел из моей команды. Но мне искренне хочется, чтобы интерес к Андрею остался и зимой. После завершения группового этапа Лиги чемпионов это было бы хорошо для всех.

- Согласитесь, что футболисту нелегко пережить такой период. Вам тоже пришлось пройти через нечто подобное, не так ли?

- У меня была немного другая ситуация, и, честно говоря, мне не очень хочется вспоминать ту историю. Скажу лишь, что тогда над этой проблемой работали совершенно другие люди. Андрею должно быть немного проще.

О «Зените»

- Поговорим о «Зените». Если анализировать игру команды в нынешнем сезоне, то можно прийти к следующему выводу: есть нестабильный «Зенит», играющий в чемпионате России, а есть стабильный клуб, выигравший Суперкубок УЕФА и показавший неплохую игру в первом матче Лиги чемпионов. Почему так происходит, на ваш взгляд?

- Мне кажется, дело в том, что очень хорошим футболистам, собранным сейчас в «Зените», проще чисто психологически настроиться на один матч. Они могут проиграть в гостях «Марселю», а потом выиграть дома с нужной разницей в счете и пройти дальше. Так же, как и Суперкубок. Это всего одна игра, в которой надо полностью выложиться. Вот и все. 

- Игра какого «Зенита» вам больше нравится - сегодняшнего, с его многочисленными титулами и трофеями, или того, в котором выступали вы, Аршавин, Быстров?

- Сложно сказать. И тогда, и сейчас у «Зенита» были очень хорошие игры. В принципе команда, обыгравшая «Байер» и «Баварию», - это тот ориентир, который всегда хотели бы видеть болельщики и специалисты. Мне так кажется. Но, повторюсь, и в прежние годы у нас было много хороших матчей.

- Чем был хорош ваш «Зенит»?

- Молодостью. В команде играло очень много молодых футболистов, воспитанников петербургского футбола.

- Сейчас и «Зенит», и многие другие команды отходят от этой практики. Но согласитесь, если бы Юрий Морозов не обратил на вас внимание и не доверял бы совсем юным Аршавину и Кержакову, мы могли бы и не узнать ваши имена. Или же Петржела - да, пусть и вынужденно, но при нем в команде тоже было много молодых питерских ребят. А сейчас мы имеем замкнутый круг - юным игрокам не дают шанса, в отсутствие которого перспективной молодежи вообще нет.  Это проблема?

- Во-первых, если говорить о нынешнем «Зените», то победителей не судят - думаю, болельщикам сейчас нравится эта команда, выигравшая много трофеев. Во-вторых,  РФС сейчас делает какие-то шаги, чтобы лимитировать количество иностранных футболистов. Как выходящих на поле, так и находящихся в заявке на матч. Конечно, это сложный вопрос. В принципе число легионеров, которые играют в поле, постепенно уменьшается. Но мы этого, в общем-то, не замечаем. Молодые футболисты иногда появляются в игре, но соглашусь, что в Питере с этим сейчас тяжело.

- Как вы считаете, смог бы восемнадцатилетний Александр Кержаков заиграть в нынешнем «Зените?

- Смог бы, конечно (смеется)!

Вернуться? Почему бы и нет?!

- В первом круге из-за травмы вы не смогли принять участие в матче с «Зенитом».  Какое значение будет иметь для вас ответный поединок, который состоится на «Петровском» 16 ноября?

- Конечно, мне будет очень приятно вновь сыграть в родном городе. В последний раз я выступал на «Петровском» в прошлом году со сборной. Это мой город, на этом стадионе присутствует действительно футбольная атмосфера.

- Сложный для вас вопрос: готовы ли вы когда-либо и при каких-либо обстоятельствах вернуться в «Зенит»?

- Жизнь футболиста непредсказуема. Петербург - это город, открывший мне  дорогу в большой футбол, я жил здесь с 11 лет. Так почему бы и нет?!

- Футбольный сезон приближается к концу. Какие цели сейчас преследует Александр Кержаков?

- Цели, конечно, есть, и они в первую очередь связаны с «Динамо». Хочется побороться за медали. Тем более в этом году у нас есть шанс.

↑ Наверх