Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 31 июля 2024

Живопись в квадрате

Оскароносный мультипликатор Александр Петров дал мастер-класс в Петербурге

Похоже, что встреча в Мухинском училище была рассчитана в первую очередь на людей терпеливых. Первая часть, награждение детей - лауреатов конкурса «Рисуют дети мира», особого интереса не вызвала. Ни среди взрослых, ни среди самих участников: многие даже не явились, чтобы получить грамоты.

Осмотр выставки, напротив, был кратким: организаторы отвели на него всего лишь полчаса. Было представлено несколько тем: «Дети рисуют космос», «Дом мудрости», «Город вечной красоты» и «Мой любимый герой».

Но главным событием стала, конечно, встреча с Александром Петровым, создателем и мастером уникальной анимационной техники - рисование масляной краской по стеклу. «Ожившая живопись» - как бы живопись, возведенная в степень квадрата.

На большом экране был показан мультфильм по мотивам произведения Хемингуэя «Старик и море», получивший «Оскара» в 2000 году. В программе, правда, заявлена была последняя работа Петрова - «Моя любовь» по роману Ивана Шмелева «История любовная». Мультфильм «Старик и море» все-таки уже многие видели.

- Жаль, - сказал автор, - что нам с вами удалось посмотреть только такую, не очень качественную копию моего фильма. Вы смогли, наверное, разглядеть только процентов 20 - 30 из того, что в него было заложено. Снят он на самую широкую, семидесятимиллиметровую пленку. Тут нужен двадцатиметровый экран, чтобы увидеть все детали.

После просмотра начался мастер-класс, и вот тут публике вновь пришлось запастись терпением. Аниматор взялся продемонстрировать свою технику в действии. На экране проектора было видно, как под его руками возникает море, как кадр за кадром из него выныривает огромный хемингуэевский марлин. Но ждать несколько часов в огромном, очень холодном зале было тяжеловато. Взрослые вздыхали, дети не выдерживали и уходили прочь.

А Петров рисовал себе и рисовал, отвлекшись лишь для того, чтобы снять пиджак, галстук и засучить рукава рубашки. Мимоходом отметил: «Вышло чуть дольше, чем я рассчитывал. Придется потерпеть». Зато в процессе художник отвечал на вопросы и сам рассказывал о себе и своем искусстве.

- Масляные краски - очень подвижный материал, удобный для мультипликации. Я использую всего несколько красок: красную, синюю, коричневую и черную. А вместо белой краски - белый свет, идущий из фонаря под стеклом. В зависимости от густоты краски я могу получать изображение разной плотности. Я рисую собственными пальцами. На использование кистей уходит очень много сил и времени, а рука - это точный и быстрый инструмент, с которым вы никогда не расстаетесь. Кисточкой я делаю только самые тонкие детали.

Конечно, это процесс довольно медленный. Когда входишь в хороший темп и не отвлекаешься, на минуту фильма уходит месяц работы. Например, «Старика и море» Петров вместе со своим сыном снимал два с половиной года. И всегда трудно найти тему, которая будет тебя «греть» столько времени.

Кто-то из детей спросил:

- Вы в детстве рисовали?

Все засмеялись.

- Было дело, - сказал Петров. - Рисовать я стал достаточно рано. В четыре-пять лет уже пробовал. Потом четыре года прорисовал в художественной школе в Ярославле. А в мультипликации пробовал и классическую, диснеевскую технику, и изображения на песке. Но «ожившая живопись» мне больше нравится. Она как-то разнообразней. Я не считаю, правда, себя настоящим живописцем, я - кинохудожник. Иногда рисую пейзажи, но предпочитаю не выставлять их на всеобщее обозрение, чувствую себя любителем.

Художественное училище я закончил как художник-дизайнер. Хотел поступать в институт на факультет интерьера, но в последний момент передумал и поехал в Москву поступать в Институт кинематографии. Решение это окрепло - и, как видите, так этим и занимаюсь.

По словам Петрова, он учился на фильмах Диснея. Не то чтобы был верным его последователем, но некоторые важные вещи понял, рассматривая именно диснеевские кадры. Например, из чего состоит пластика Микки-Мауса, откуда в нем такая выразительность.

 - Конечно, по долгу работы я смотрю и современные мультфильмы. Но я довольно строгий зритель. Мне не нравится почти ничего из того, что делается в моем же стиле - интересней мне художники, которые занимаются графической анимацией. Вот Миядзаки, например. Это выдающийся художник, - говорит Александр Петров. - Мне не очень нравятся популярные сейчас «Смешарики». Это разница вкусов: у них свой зритель. А у меня есть свой - я тоже могу им похвастаться. Другое дело, что «Смешарики» гораздо проще увидеть по телевизору, чем «Старика и море». Это индустрия, что же делать. Но мы сейчас договариваемся с кинотеатром «Художественный», чтобы они показали одним сеансом все мои работы. Может быть, и получится.

Наконец работа окончена, и марлин, сверкая на солнце чешуей, сделал свой незавершенный прыжок из воды. Раздались аплодисменты.

- Конечно, можно было бы нарисовать и падение рыбы обратно в воду, - сказал польщенный художник. - Но для этого нам с вами пришлось бы потерпеть еще немного: пару дней просидим тут - и все будет готово.

Подготовил Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх