Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Не слишком ли много секса в большом городе?

Еще полгода назад наша газета обратилась к теме засилья навязчивой и вульгарной рекламы стриптиз-клубов и интим-магазинов в самом сердце культурной столицы - на Невском проспекте. На днях мы решили проверить, изменилась ли с тех пор ситуация. Долго бродить в поисках «клубничной» рекламы не пришлось - первая же «раскладушка», зазывающая на стриптиз, встретилась напротив Дворца творчества юных.

Антураж борделя во чреве Петербурга

Призывно полуобнаженная девушка с формами Памелы Андерсон, изогнувшаяся в экстатической позе, обнимая шест, приглашает нас заглянуть в один из городских клубов. На стенде - меню развлечений, обещающее экзотическое шоу и ВИП-комнаты. Кто-то из общественных активистов приклеил прямо по центру стикер с антипропагандой абортов. На противоположной стороне Невского проспекта возвышается Аничков дворец с огромным изображением Петра I  - все-таки «имя Россия» выбираем, как-никак.

Все на том же месте и реклама стрип-клуба напротив Невского, 88, которую мы тщательно изучали и даже сфотографировали, готовя одну из прошлых публикаций. Девушка в ультра-мини так же приветливо улыбается, суля неземные наслаждения. Невский бурлит в эротическом безумии. В полдень девушки с вечерним макияжем и обнаженной в любую погоду верхней частью бедер томно курят сигареты-зубочистки, эффектно стряхивая пепел. На них жадными взглядами смотрят косящие под метросексуалов молодые люди, периодически сплевывая от избытка чувств. Звучат ритмы, напоминающие музыку брачного танца какого-нибудь африканского племени. Девочка из толпы оглашает проспект трехэтажным матом, что не заставляет никого даже повернуть голову в ее сторону. Концентрация пошлости в атмосфере зашкаливает, и так и чудится, что вот-вот над всем этим вырастет из ниоткуда гигантская V... и начнет вести свои монологи.

Кто-то может сказать: «Это не самое страшное, что можно увидеть на Невском проспекте. На пошлую рекламу нужно просто не обращать внимания». Так-то оно так, но ведь картина мира, в том числе и в хрупком сознании подростков, складывается из мелочей. Герой романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» работал в кинотеатрах - переставлял бобины с фильмами из аппарата в аппарат. Со временем у него скопилась целая коллекция понравившихся ему порнографических кадров, которые он вырезал прямо из лент. Чтобы развлечься, он подклеивал их в какие-нибудь милые семейные картины. Всего на шестидесятую долю секунды перед зрителями представал половой орган во весь экран, и заметить этого они не могли. Зато через какое-то время многие из них чувствовали беспричинное ухудшение настроения, некоторые даже начинали плакать. Конечно, это все - художественный вымысел. Но все же многим людям не хотелось бы ощущать в любимом городе антураж борделя.

Критериев непристойности... не существует

Мы задались целью выяснить, существуют ли механизмы влияния на рекламный беспредел и кто вообще несет за него ответственность.

В Законе о рекламе нет специального раздела, который отвечал бы за рекламу мест и услуг, эксплуатирующих человеческий инстинкт размножения. Единственный пункт, под который может попасть оскорбляющая ваши чувства реклама, - это п. 6 ст. 5, гласящий: «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола...». Итак, если вы решили, что слова или образы в рекламе оскорбительны, можно пожаловаться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Северо-Западу. Именно она несет ответственность за смысловое содержание рекламы. В управлении нам рассказали, что никаких четких критериев для запрета подобной рекламы не существует. Реклама стриптиз-клубов и интим-магазинов в принципе не запрещена, а вот подобающая она или нет, необходимо решать в каждом отдельном случае. Но УФАС не рассматривает жалобы самостоятельно, чтобы решение не выражало одностороннее мнение чиновников. Экспертизу проводят совместно с Общественным советом по рекламе Петербурга.

Скользкая тема

Сергей Пилатов, президент Общественного совета по рекламе, рассказал «ВП», что его организация тоже не может брать на себя функции инквизитора, повсеместно уничтожая нежелательную для кого-либо рекламу. Правда, удалось добиться смены агрессивной рекламы одного клуба, убрать нецеломудренную рекламу, висевшую рядом с церковью. Каждый случай рассматривается индивидуально. Строго запрещены разве что обнаженные интимные части тела.

- Тема эта достаточно скользкая, и для принятия решения всегда лучше, чтобы имел место прецедент, - рассказал Сергей Пилатов. - Мы настаиваем на том, чтобы рекламу интим-магазинов не выносили на улицу. Спорные же вопросы решаются в судебном порядке, но в основном мы обходимся устными распоряжениями и с рекламщиками получается договориться. Если приходится решать вопрос через суд, реклама может провисеть еще не один месяц.

Но для того чтобы неподобающая реклама исчезла с улиц города, необходимо, чтобы кто-нибудь на нее пожаловался, причем в письменной форме. Ведь УФАС и Общественный совет по рекламе не могут отслеживать все. Так что моральная чистота нашего города в первую очередь в руках его жителей.

Комментарии

Руководитель фракции «Единая Россия» в ЗакСе Вячеслав Макаров:

- Однозначно, что непристойная реклама должна быть удалена, особенно там, где ходят дети. Исполнительная власть и депутаты не раз обращали внимание на рекламу скабрезного содержания. Если вы помните, мы уже несколько раз снимали такую рекламу с улиц города. Вообще реклама, если она разумная, нужна - она информирует граждан, но она должна быть корректной, деликатной, невызывающей и не вредить психологическому здоровью людей. Я впервые от вас слышу о том, что непристойная реклама размещена на Невском проспекте, и если петербуржцы проинформируют о подобных случаях либо газету, либо обратятся в нашу фракцию, то я готов вынести этот вопрос на всеобщее обсуждение.

Депутат от фракции «Справедливая Россия» Борис Киселев:

- Я согласен с тем, что надо тщательнее подходить к размещению рекламы. Санкт-Петербург, извините, не какая-нибудь Жмеринка, а Невский проспект - вообще лицо нашего города, и он не совместим с неприличной рекламой, информирующей о секс-услугах. Я думаю, это повод для встречи с вице-губернатором Аллой Маниловой, чтобы выработать с ней совместную концепцию размещения рекламы. Мы возьмем этот случай на заметку.

Юлия БИБИШЕВА

Фото автора

↑ Наверх