Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Алексей Козлов, лидер джаз-рок-группы «Арсенал»:

Я слушал стильную музыку еще при Сталине

Если по поводу того, кто стал первым исполнителем рока в СССР, до сих пор ведутся споры (на этот почетный титул претендуют москвич Александр Градский, рижская группа «Ревенджерз» и питерские «Лесные братья»), то с джаз-роком все предельно ясно. Пионером этого сложного музыкального жанра в нашей стране стала группа «Арсенал», созданная Алексеем Козловым. 14 ноября на сцене ДК им. Ленсовета «Арсенал» будет отмечать 35-летие - не пропустите столь значимое событие, тем более что арсенальцы - редкие гости на берегах Невы! Накануне юбилейного концерта лидер группы нашел время для того, чтобы эксклюзивно пообщаться с корреспондентом «Вечёрки»...

Как будущая знаменитость по бродвею хиляла

- Алексей Семенович, я слышал, что вы заболели джазом тогда, когда смысл этого слова мало кому в СССР был известен...

- Все началось в 1945 году, когда я впервые увидел американский фильм «Серенада Солнечной долины» в кинотеатре, что находился на Пушкинской площади.

- Но ведь вы тогда были мальчишкой!

- Да, мне едва исполнилось десять лет. С тех пор я и стал джазменом.

- А самым главным стилягой Москвы когда стали?

- Это случилось уже несколько позже, в юношеские годы... Знаете, это сейчас «стиляга» не является ругательным словом, им обозначается одно из проявлений молодежной субкультуры. А тогда стилягами презрительно называли тех, кто не хотел быть похожим на советских людей. Это было ругательное название! А то, что я главный или не главный, - не знаю... Просто я был в числе тех рисковых молодых людей, - а это на всю столицу несколько десятков человек! - которые не боялись одеваться и причесываться не так, как все, чтобы не быть похожими на советскую толпу. Это было еще при Сталине. Мы встречались на Бродвее (так стиляги называли участок улицы Горького от пл. Пушкина до гостиницы «Москва». - Н. О.), жутко гордились собой. Ну и рисковали, конечно, - время-то какое было!

- Говорят, вы в ту пору носили единственные на весь СССР суперботинки?

- У меня действительно были ботинки весом два с половиной килограмма (смеется). Подошва у них была очень толстой, каучуковой, причем - в три слоя. Они были малинового цвета с очень широким рантом, поэтому и походка получалась соответствующая - подпрыгивающая! Это называлось «хилять».

За «суперзвезду» едва не угодили на Колыму

- Будучи стилягой, вы не только слушали, но даже начинали играть любительский джаз, однако потом вдруг резко переключились на джаз-рок и создали «Арсенал». Что случилось?

- В начале семидесятых я решил отойти от американской музыки, от стандартного джаза и уже начать делать что-то свое. Это мое решение совпало с тем, что я открыл для себя сложные английские рок-группы типа «EL & P», «Pink Floyd», «King Crimson», «Yes». Я понял, что, работая в жанре джаз-рока, действительно можно создать что-то оригинальное, не опираясь на американские джазовые стандарты. В то время я был уже не молод, твердо знал, что от стандартов надо уходить. И «Арсенал» - это своего рода переход от копирования к авторской музыке. Там же рамки ничем не ограничены! Можно было использовать любые виды музыки и создавать что угодно...

- Тем не менее «Арсенал» на заре своей карьеры прославился в первую очередь исполнением на английском языке оперы «Иисус Христос - Суперзвезда», но - не авторских произведений.

- Конечно! Ко мне в коллектив пришли очень молодые хипповые люди. Заставить их сразу играть что-то свое было невозможно, мы начали с «Суперзвезды» и репертуара ансамблей «Чикаго» и «Кровь, пот и слезы». А потом, постепенно, когда ребята привыкли, я перевел их на собственную музыку. Но это был очень длительный процесс.

- Как же «Арсенал», будучи официальным коллективом, умудрялся исполнять арии из «идеологически вредной» оперы? Не иначе покровители в Минкульте были?

- Нет, мы тогда еще не были профессионалами, а из-за оперы четыре года просидели в глухом подполье. Нас тогда крепко прижали, и мы просто чудом не угодили за решетку, просто чудом!

- Однако в 1985 году случилось нечто экстраординарное - вы стали членом Союза композиторов СССР, при том что никакого музыкального образования у вас не было!

- Это чудо! У меня не только отсутствовало музыкальное образование (а для вступления в союз необходимо было закончить композиторский факультет консерватории), я еще считался диссидентом. Но меня поддержали Саульский, Эшпай, Шнитке, Денисов - и Хренников, тогдашний председатель союза, под таким давлением сдался, ему пришлось меня принять.

Легенда возвращается

- Кто-то из первого состава остался в коллективе?

- Нет.

- Я читал, что почти все вокалисты классического «Арсенала» уехали на ПМЖ за границу. У вас никогда не возникало желания бросить все и обосноваться там, где джаз-рок в большом почете?

- Честно скажу - никогда в жизни. Никогда! Я просто задался целью навязать здесь этот новый вид музыки, причем - в своем варианте... Вы правильно заметили, что кое-кто уехал, но вот первый солист Мехрдад Бади, переселившийся в Лондон, все чаще в последнее время бывает в Москве. И мы с ним даже готовим совместную программу. Если все получится, обязательно привезем ее в Санкт-Петербург, и будет эта программа называться «Возвращение легенды».

- А какую программу «Арсенал» готовит на 35-летие?

- Мы покажем абсолютно новую программу из новых вещей, которые пока нигде не звучали и даже не записывались. Нам хочется, чтобы зрители увидели современное состояние «Арсенала», посмотрели, во что мы превратились за 35 лет. Поэтому никакой ретроспективы не будет. Пользуясь случаем, приглашаю читателей «Вечёрки» на наш концерт, где не будет ностальгии по прошлому - только настоящее!

Сегодня, 14 ноября, в ДК им. Ленсовета - юбилейный концерт группы «Арсенал».

Беседовал Николай ОВЧИННИКОВ

 

↑ Наверх