Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Загадочный оазис

Первый раз, когда я вышел на это озеро, удивлению не было предела. В окрестных лесах уже все снегом припорошило. А здесь — ничего похожего. Пятна снега по берегам и на воде там и сям проглядывают, но нфе более того. Зато сильно бросаются в глаза совершенно черная водная гладь и совершенно зеленая летняя трава.

Вот тебе и поздняя осень. Вот тебе и предзимье. На термальных источниках, что ли, впадина покоится?

И ведь действительно тепло. Не то что в какой-то сотне метров отсюда. Там такое же озерцо, похоже, уже и ледком начало покрываться. А здесь вон лягушка поскакала - и плюх в воду. Потом подвсплыла и выпучила глаза над водой. А ей бы уже под какой-нибудь корягой пора затаиться до самой весны.

Вдруг с берега сползает кусок веревки и туда же - в воду. Мама дорогая, неужели змея? Она самая. Резво так поплыла, серая с желтыми пятнами за головой. Да это же уж! Ему-то чего не спится?

Интересная встреча. Ужей у нас стало, пожалуй, поменьше, чем гадюк. И летом-то их редко где увидишь, а тут накануне зимы - на тебе! Впрочем, голодать в этой теплой болотине древним пресмыкающимся, видимо, не приходится. Полноценный корм прямо под носом. И не только лягушки. Червяки, слизни, жуки всякие. Вон один пополз. Тоже, знать, зимостойкий, и тоже корм находит.

Пока обходил озеро, непрестанно поражался. В этом загадочном оазисе в осеннюю непогоду неплохо себя чувствуют не только прыгающие, ползающие и плавающие, но и летающие. Деревья и кустарники облепили комары-долгоножки, обычно такие медлительные и независимые одиночки, а тут их целые группировки. С берега на берег, от дерева к дереву перелетают бабочки - осенние пяденицы. Вот, значит, и корм для птиц. Только что-то их не видно. Испугались и укрылись? Точно так! По деревьям, с одного на другое, перепархивает сойка - осведомитель лесного сообщества об опасности. Бурчит что-то и покрякивает. Ловко она маскируется! Себя особо не выдает, но все ее слышат.

А вот на прибрежном полусухом мху и птичьи следы. Не утиные, нет. Похоже - глухариные. Из каких это дебрей глухарь сюда залетел? Скорее всего заинтересовали его мелкие камешки. Глухари набивают ими желудок, как куры, чтобы твердая растительная пища лучше перетиралась.

То, что в это закрытое от нездоровых людских взоров место залетают глухари, надо взять на заметку. Значит, поблизости может быть и глухариный ток. Но выяснится это не скоро, не ранее весны. Где же он может быть? Не на соседнем ли болоте, давно уже практически сухом? А озерко, которое я исследую, возможно, до сих пор не заросший и не пересохший заливчик бывшего большого озера, ставшего болотом. Теперь вот там, на болоте, можно и птичьи хороводы водить.

Вот и еще находка. Муравьиные «терриконы». Один, второй, третий. Тринадцать муравейников окружили все озеро. Число, по поверьям, несчастливое, но муравейники-то действующие. И даже благоденствующие. Полтора метра высотой и в рабочем состоянии. То есть работа кипит, будто не ноябрь стоит, а июль. Бегают муравьи по своим домам - вверх-вниз, бегают по натоптанным миллионами ног муравьиным дорогам, тащат со всех сторон всякую съедобную вкуснятину: жучков, паучков, личинок - и, кажется, не собираются законопачивать к зиме свои входы и выходы.

Кинул я муравьишкам кусок сахара-рафинада. Думал, обрадую дармовым угощением. А они оказались привередливыми. Поползали-поползали по подарку - и разбежались. Конечно, букашки или гусеницы им больше по вкусу. Может, сахар суховат для них, беззубых? Капнул из фляжки немного воды, рафинад размяк, превратившись в лужицу. Тут-то и набежали на сладкое муравьи. Стали заворачивать на угощение целыми табунами.

Что еще? Изучая муравьиные стежки-дорожки и нарезая круги вокруг озера, в полусотне метров от берега вдруг наткнулся на нору не нору, но какое-то явно звериное укрытие. Вокруг валялись пух и перья. Кто-то здесь неплохо пообедал. Но кто? Следы на липкой земле выдали тайну убежища. Енотовидная собака! Красивое животное, которое и завезли-то к нам из Сибири ради меха. Эксперимент не очень удался, и зверь из семейства волчьих стал грозой лесов, выдавливая конкурентов со своей территории.

Не захотелось мне вступать в территориальные споры, и пришлось покинуть берега загадочного озера. Когда-нибудь снова вернусь сюда. Кого-то еще увижу? Может, водяного? Или даже русалок? Ведь верят же в них до сих пор.

Эдуард АЛЕКСАНДРОВ

Фото автора

Секция походов выходного дня Санкт-Петербургского турклуба приглашает

22 ноября

Прогулка по окраинам Петербурга № 2: ст. Парголово - улицы - пос. Парголово - КАД - пос. Юкки (10 км). Руководитель - Г. Павлинова, сбор на ст. Удельная в здании вокзала в 8.40 (электропоезд в 9.08).

22 - 23 ноября

Пл. 67-й километр - р. Смородинка - пл. 67-й километр (14 км, ночевка в палатке с печкой). Руководитель - Ф. Еропкин, сбор на ст. Девяткино в 9.00.

23 ноября

«По берегам замерзающих рек»: пл. 68-й километр - р. Лебяжья - ст. Лебяжье (14 км, на привале - костер). Руководитель - О. Хлямов, сбор на Балтийском вокзале у расписания в 8.45.
Пл. Дибуны - лесные дороги - дер. Новоселки - мемориал «Левашовская пустошь» - ст. Левашово (14 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 9.20.
Ст. Каннельярви - три истока - тропа на р. Уусикирка - высота 107 - ст. Заходское (18 км, на привале - костер). Рукводитель - В. Ефимов, сбор на ст. Удельная у кассы № 4 в 8.10 (электропоезд на Выборг, 2-й вагон).
Ст. Сиверская - автобус (20 руб.) до пос. Белогорка - р. Оредеж - р. Орлинка - автобус до ст. Сиверская (6 км, на привале - костер). Руководитель - С. Мурашов. Запись в поход и справки - по телефону +7 (921) 921-62-59.

Секция походов выходного дня будет работать в турклубе (Заставская ул., 28) 26 ноября с 17.00 до 19.00.

Членам СПВД необходимо в походах иметь при себе туристские книжки.

↑ Наверх