Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Владимир Прошкин: Творческая энергия — шестое чувство

Известный художник считает, что без труда и учебы невозможно создать талантливое произведение

Художник Владимир Прошкин встретил уже седьмой десяток творческой деятельности. Он один из немногих живописцев, кто пишет свои полотна с натуры или с этюдов, сделанных на пленэре, а не с фотографии. Поэтому - ни дня без кисти и мастихина. И даже корреспондентов «Вечернего Петербурга» художник ожидал за мольбертом. Дверь открывать не пошел, предупредив по телефону, что она не заперта и можно смело входить без стука. Вошли. И сразу попали в другой мир. Такого количества картин в одном помещении мы в жизни не видели. Мастерская ими буквально заставлена. Место есть лишь для мольберта и тропинки - к нему подходить. Сам мастер стоял перед какой-то очень приятной картиной - старинный красный трамвайчик на заснеженном поле трампарка - и выписывал  детали. Обернулся: - Здравствуйте, проходите, не стесняйтесь, сейчас сделаю еще один мазок и буду целиком ваш.

Картина не может быть из прошлого

- Владимир Викторович, не беспокойтесь. Нам даже интересно, как вы работаете. И где вы нашли такой трамвайчик, ведь такие сейчас не ходят?

- Мне просто повезло. У меня зимой была персональная выставка во ВСЕГЕИ на Васильевском острове. Во время ее открытия я зашел в помещение для заседаний Малого совета института и там увидел, как мимо окна пролетают крупные мягкие белые хлопья. Меня уже звали в зал, как виновника торжества, но я не пошел: не мог я пропустить такой снегопад, должен был посмотреть. Подошел поближе и увидел в окно вот такую картину. Напротив института как раз старый трампарк. Его заносило снегом, даже рельсов не было видно. И в центре этого белого поля одиноко стоял симпатичный старенький красный вагончик. А у ворот такой же одинокий дворник пытался бороться со снегом. Но у него, конечно, ничего не получалось.

- Картина из прошлого?

- Нет, картина не может быть из прошлого, ведь мы видим ее в настоящем. Но она навевала воспоминания. В детстве в Ленинграде я очень любил такие трамвайчики. Очень хотел на них покататься. Но мы редко куда-то ездили. Родители все время находились дома или работали. И вот этот трамвайчик для меня сейчас что-то, чего мне не хватало в детстве.

- А кем были ваши родители?

- Художники. Отец, Виктор Прошкин, преподавал в Мухинском училище. Мама, Виктория Белаковская, - известный живописец. Она, кстати, училась у Кузьмы Петрова-Водкина, а папа - у Алексея Карева (яркий представитель импрессионистской и символистской школ, создавший в этих стилях свой неповторимый городской пейзаж и натюрморт). Ожидалось, что из меня получится дьявольская смесь. Но я учился у других мастеров - и получился скромный пейзажист.

После этих слов Владимир Викторович повел нас к работам и добрых полчаса показывал свои акварели. Мягкие и нежные пейзажи сразу избавили нас от нашей профессиональной деловитости, настроили на разговор с художником. Потом зазвонил мобильный телефон...

Учиться всю жизнь

- Простите, пожалуйста... Да, милая? (Звонила супруга из соседней комнаты. - Авт.) Картошка готова? Спасибо. Сейчас будем журналистов кормить.

- Владимир Викторович, вы всегда так с супругой общаетесь?

- Вы знаете, первый раз такое. Не знаю, почему она решила по телефону позвонить, наверное, не хотела нас отвлекать. Она у меня очень деликатный человек. Искусствовед. Работает в Манеже. Ну, пойдемте к столу. Там продолжим беседу. Что вы еще хотите у меня спросить?

- Что такое настоящий художник? Ведь у нас сейчас каждый второй пишет стихи, а каждый третий рисует картины.

- Художник - это профессия человека, который решил выразительно донести то, что он чувствует, до окружающих его людей, чтобы пробуждать в них подобные чувства. И это очень трудно. Многие ведь пишут картины, но даже профессионалы иногда доносят до людей лишь информацию. Передать ощущения намного сложнее. Это творчество. А творчество многократно труднее рутинных действий.

- Но ведь можно же быть художником и без образования? Есть ведь такие. Которые по наитию.

- Представьте себе - девочка, гибкая, стройная, хорошо двигается, талантливо танцует. Она балерина?

- Нет.

- То-то и оно. Художественное образование не менее долгое и сложное, нежели балет. Чтобы получить академическое образование живописца, графика или скульптора, надо как минимум 14 лет учиться. А получив диплом, надо учиться еще всю жизнь, чтобы стать художником. То же самое относится ко всем творческим профессиям. Но бывают и самородки. Они могут рисовать, делать аппликации из бересты, вышивать. Может быть, они делают что-то не очень правильно, но иногда делают что-то ярче и острее, чем художники с образованием. Но опять же: нельзя сказать, что они не учатся. Может, не в академиях, но все равно учатся. Потому что талантливое произведение без труда и учебы не получится.

Если чего-то нет - значит, это и не нужно

- Владимир Викторович, ваше искусство вас кормит?

- Да, кормит. Конечно, я не могу купить земельный надел, двухэтажный дом, квартиру. Но я не ставлю себе невыполнимых задач. Если я вижу что-то и понимаю, что не могу это иметь, то для меня этого не существует. У меня есть все, что мне надо. Я могу заработать деньги, могу сварить себе обед, могу постирать белье. А что еще нужно?

- А где вы пишете свои пейзажи?

- Выезжаю за город на день или езжу к друзьям на дачи.

- Но, наверное, удобнее было бы работать на своей даче?

- Да? Смотрите, если я куплю дачу, сколько картин я не нарисую? Ведь дача будет отнимать половину, если не больше, того времени, которое я сейчас трачу на живопись. Должен быть баланс между возможностью, желаемым и реальным. В результате, если у меня чего-то нет, значит, мне это и не нужно. И нет чувства затравленности.

- Как вы считаете, фотография, телевизор - они не победят живопись? Ведь сейчас только ленивый не фотографирует.

- Фотография, телевизор несут зрительные образы. Но они не могут передать ощущение. Наверное, в будущем можно будет научить телевидение воздействовать на осязание, доносить звук, цвет, вкус, запах. Но творческая  энергия - шестое чувство, которое передают только рукотворные произведения. Поймите, долго работая над картиной, художник отдает ей частичку себя, своей творческой энергии. Произведение искусства буквально аккумулирует ее и отдает зрителю. И зритель это чувствует. Точно такая же разница между симфонией, звучащей из магнитофона, и симфонией, которую оркестр исполняет в филармонии.

Владимир Прошкин говорит, что сам не знает, сколько написал картин. Считать начал только с 1972 года. Ежегодно пишет около 70 работ. Знаковых названий почти нет. Одна только - «Благовещение». Остальные называются по месту, которое отражено в пейзаже, или по состоянию природы. Например, «Исаакий от Биржевой линии», «Староладожская крепость», «Морозное утро», «Гроза уходит», «Вечер у моря», «В черемушных берегах», «На реке Мсте».

Беседовал Михаил ТЕЛЕХОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх