Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Охранная грамота,

или Как не пострадать от рук опасного сотрудника службы безопасности

В Выборгском районном суде Петербурга на этой неделе бизнесмен Андрей Балахин был осужден по статье 109 УК РФ - убийство по неосторожности. Его приговорили к году лишения свободы условно из-за трагической случайности: бизнесмен слишком сильно ударил сотрудника охранного предприятия «Булава» в ТРК Гранд-Каньон», тот упал и расшиб голову о бетонный пол; через несколько дней мужчина скончался в больнице. Произошло это из-за того, что незадолго до этого охранники «Булавы» избили сына Балахина. Правда, погибший-то как раз в избиении не участвовал и скорее всего просто «попал под раздачу», когда разгневанный отец приехал забирать травмированного отпрыска.

А ведь такая трагическая история, увы, может случиться с каждым.

Наказание без преступления

Мы часто сталкиваемся с грубым отношением сотрудников частных охранных предприятий в разных магазинах, чаще всего в продуктовых универсамах: нас, покупателей, грубо просят предъявить содержимое сумки, могут схватить за руку или просто обругать. Недавно корреспондент «Вечернего Петербурга», до сих пор только слышавший о таких инцидентах из чужих уст, сам стал свидетелем и участником подобного события в универсаме «7Я», расположенном на углу Чкаловского проспекта и Пионерской улицы.

Было где-то около полуночи. Корреспондент «ВП» возвращался домой, зашел в круглосуточный «7Я», чтобы подкупить продуктов, и стал свидетелем странной ситуации. В очереди в единственную работавшую кассу стояли чета с множеством покупок и мужчина, по виду похожий на сантехника, который, как после выяснилось, действительно оказался сантехником. Кроме пива, у него в корзине больше ничего не было.

Кассирша отсутствовала. Сантехник, похоже уже с алкоголем в желудке, спросил, почему ее нет. Охранник нагрубил в ответ и «посоветовал» молчать. Покупатель возмутился, но после еще более жестких выпадов в свой адрес умолк, и от нечего делать снял пластмассовую крышку с банки пива и собирался, наверное, глотнуть напитка, а после - расплатиться. Убегать он явно не собирался, стоял смирно в кассу.

Однако охранник тут же свирепо набросился на потенциального покупателя с нецензурными выражениями, обвинениями и угрозами. Сантехник пытался оправдаться: мол, не хотел красть, а хотел пива - но конфликт уже разгорелся.

Охранник угрожал: «Я тебя так ткну... На улице разберемся...» Любитель пива старался замять конфликт и вести себя неагрессивно. Корреспондент «Вечёрки» пытался примирить стороны, но получил: «Не лезь!»

Пока сантехник расплачивался, «блюститель порядка» достал дубинку из камеры хранения и вышел на улицу. Сквозь стеклянную дверь было видно, как несчастный старался избежать побоев, увернуться, но все же получил два раза по спине резиновой палкой...

Журналист вышел на улицу, помог пострадавшему, а неугомонный охранник вопил вдогонку убегающему мужчине: «Я тебе все кости переломаю! Я бывший спецназовец! Будешь сидеть два года!» И нашему корреспонденту адресовал новые «советы» и угрозы.

Потерпевший, к сожалению, с представителем прессы общаться не захотел - он был очень напуган и назвать себя отказался.

Хорошо хоть не пьет

Неприятный случай не давал покоя. Поэтому на следующий день корреспондент «ВП» позвонил директору магазина Людмиле Александровне. Она поблагодарила за информацию: «Охранник, о котором вы рассказываете, в ту ночь работал в нашем магазине впервые. Об этой вопиющей ситуации мне никто не докладывал. Конечно, покупатель не имеет права самостоятельно и самовольно употреблять, использовать еще не приобретенный товар, вскрывать его упаковку, так как до оплаты в кассе любая продукция, представленная на прилавках, является собственностью магазина. Но, без сомнения, сотрудник службы безопасности не должен был себя так вести...»

От дальнейших комментариев Людмила Александровна отказалась, пояснив, что чоповец не является сотрудником магазина. Но она любезно предоставила возможность поговорить с непосредственным начальником «неугомонного блюстителя порядка».

В разговоре с нами Юрий Гончарук, начальник охранного предприятия, в ответ на сообщение об агрессивности и неадекватности Дмитрия Н., того самого охранника, не стал оправдывать своего подчиненного. Юрий Яковлевич охотно предоставил всю необходимую информацию, рассказал о том, что этот сотрудник работает в их охранном предприятии полтора года, имеет свойство часто попусту подозревать в человеке потенциального вора, по натуре прямолинеен, жеcток и временами груб. «Мы ведем все необходимые инструктажи по работе с посетителями и личному поведению... Только Н. у нас плохо реагирует на подобную профилактику. Его уже два раза предупреждали в связи с излишней старательностью и не раз переводили на другие объекты. Он не имел права приносить с собой дубинку, это его личное приобретение, о котором я не знал. От Н. много неприятностей, и, к сожалению, с ним придется расстаться. Хоть и жаль его увольнять - ведь охранник он неплохой, не пьет», - посетовал господин Гончарук.

Памятка покупателю

- В магазине следует соблюдать правила поведения в общественных местах.
- Любой товар, представленный на прилавках, является собственностью магазина, до оплаты в кассе его нельзя употреблять, использовать, вскрывать упаковку без разрешения продавца.
- Охранник магазина является администратором и не имеет права носить оружие и применять силу.
- Средства воздействия охранника продуктового магазина:
1. Сделать замечание, предупреждение.
2. Вызвать милицию.
3. Использовать средства самообороны при угрозе собственной безопасности.
- Если сотрудник охранного предприятия превысил свои полномочия, покупатель может пожаловаться директору магазина или обратиться в правоохранительные органы.
- Если сработала сигнализация или появились основания для подозрения в краже, сотрудник охранного предприятия имеет право попросить предъявить содержимое сумки, а при отказе может вызвать милицию.

Петр ОРЛОВ

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх