Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Семеновский полк возвращается

Корреспондент «Вечёрки» спустился под землю

С Юсуповского на «Звенигородскую»

Сейчас все в предвкушении открытия новых станций метро. И когда мне предложили посмотреть на почти достроенную и, по словам сотрудников Метрополитена, удивительно красивую станцию «Звенигородская», согласился без колебаний.

Нас собрали у «Пушкинской», затем мы спустились вниз, где нас провели на огражденную территорию перехода внутри станции. Выдали каски - технику безопасности как-никак соблюдать надо. Долго шли, а потом наконец увидели черный железный щит с дверью, ведущей к обещанным красотам.

Здесь необходимо объяснить, что «Звенигородская» - это переход на новую ветку со станции «Пушкинская». В эксплуатацию она будет введена в конце этого года вместе с «Волковской» и «Спасской». Станция «Обводный канал», о которой тоже упоминается в этой связи, как станция существует, но еще не отделана и не имеет выхода наверх, поэтому поезда будут проезжать ее без остановки.

Новая ветка будет соединена переходом «Пушкинская» - «Звенигородская» с первой линией метро, переходом «Садовая» - «Спасская» с четвертой линией, которая в свою очередь сама соединится с новой линией. Да, как-то все запутанно. В общем, от «Комендант-ского проспекта» мы без пересадки будем добираться до «Волковской». А поехав с «Улицы Дыбенко», упремся в «Садовую». Новая ветка - первые станции Фрунзенского радиуса - будет иметь выход в город на «Волковской». Со «Звенигородской», чтобы подняться наверх, придется переходить на «Пушкинскую», а со «Спасской» - на «Садовую».

Работало на новой станции «Строительно-монтажное управление № 19 Метрострой». Название компании, конечно, режет слух своей сухостью. Но на самом деле «СМУ № 19 Метрострой», кроме того, что участвовало в реконструкции и строительстве 20 станций метрополитена, имеет лицензию КГИОП на реставрацию исторических и архитектурных памятников. И занималось отделкой фасадов Мраморного дворца, реставрацией мраморных и гранитных лестниц в Зимнем и Юсуповском дворцах. В общем, «Звенигородская» в надежных руках. И там уже заканчиваются отделочные работы. Шумно, людно, пыльно, в общем, строительная площадка со всеми вытекающими...

Мрамор индийский, мозаика «семеновская»

Не успев войти на станцию, я кинулся с расспросами к начальнику производственно-распорядительного отдела управления ОАО «Метрострой» Борису Синичкину. Знал, к кому подойти. Оказалось, что Борис Синичкин работает в Метрострое с 1959 года. Сам он потомственный «горняк», их семья уже 110 лет занимается этим ремеслом, и его сын также не нарушил семейную традицию...

Во время нашей беседы какой-то рабочий неподалеку пилил каменные плиты, визг раздавался такой, что нам приходилось кричать друг другу в ухо, чтобы ему слышать вопросы, а мне ответы. Сначала ничего не получалось, а потом мы поднаторели. И беседа все-таки состоялась.

Он рассказал, что последнее время график работы у бригад очень напряженный - по 24 часа 7 дней в неделю с короткими и редкими перерывами рабочие в три смены приближаются к завершению объекта. Тип новой станции - колонная. Остальные же на этой ветке - «Волковская», «Обводный канал» и «Спасская» - пилонные. Последние надежнее, но дольше строятся. Архитектор новой станции - Николай Ромашкин-Тиманов.

И то, что мы увидели сквозь мраморную пыль, впечатлило. Полы из красно-бурого гранита. Пока еще грязные, в потеках, но видно, что роскошные, стены, облицованные красным и зеленым мрамором, который специально для этой станции был привезен из Индии. Над арками проходов к платформам будут «протянуты» элементы декора, пока еще не ясно, какие. На противоположной от эскалатора стене уже выложена смальтовая мозаика с изображением Семеновского полка. Потолок наклонного хода новой станции будет выполнен из материала, который впервые применялся на станции «Комендантский проспект». Он имеет отличное соотношение «вес - прочность» и выполняет функцию своеобразного противоводного зонта, так что протечек можно не опасаться. Общий объем отделки составил 6995 квадратных метров.

Интересно, что первое освоение площадки будущей станции «Звенигородская» прошло аж в 1986 году. На мой вопрос о трудностях при строительстве станции Борис Синичкин пошутил: «Нет, проблем никаких не было, только вот простой в 12 лет...»

Землю тягали вручную

В какой-то момент пресс-секретарь ГУП «Метрополитен» Юлия Шавель попыталась вывести нас наверх. Но я вырвался и опять прилип к Борису Синичкину. И не зря: избавившись от опеки пресс-службы, мне удалось выяснить несколько удивительных подробностей.

Оказывается, вестибюль станции «Звенигородская» отвоевывался у недр земли вручную - буквально отбойными молотками и заступами. При этом диаметром он вышел 9,8 метра. И это первая по величине станция такого типа. Остальные же вестибюли - 8,5 метра. Кроме этого, под платформой «Звенигородской» понарыто огромное количество служебных помещений.

Кстати, на будущее, ради проходки наклонных тоннелей для эскалаторов, Метрострой закупил новый мощный механизированный комплекс. Его заказали в Германии специально для петербургских грунтов (цену господин Синичкин назвать постеснялся). И он впервые будет испытан на станции «Обводный канал».

Смальтовая мозаика «Семеновский полк», украшающая «Звенигородскую», сотворена художником Александром Быстровым. Тематика ее выбрана не случайно. Именно в этих местах, только на 70 метров выше и на 300 лет раньше, располагались казармы лейб-гвардии Семеновского полка.

Глину никак не приспособить

Под конец Борис Синичкин решил от меня отделаться и сдал на руки генеральному директору тоннельного отряда № 3 Владимиру Чурляеву. У него я спросил о вырабатываемой породе. Давно хотел знать, куда они девают тонны грунта, извлекаемого из земли. Владимир Александрович пространно ответил, что превалирующая порода, вырабатываемая в Петербурге, - это глина повышенной жирности, и она малоприменима. В течение двадцати лет пытались найти рациональное решение, но из этого ничего не вышло. Иногда ее используют то тут, то там, но четкой системы эксплуатации пока нет, и породу просто вывозят за город.

Также директор тоннельного отряда рассказал о том, как вентилируются станции. Оказывается, на станциях подземки собственных вентиляционных устройств нет, воздух в них попадает через наклонные тоннели с эскалаторами и через вентиляционные шахты, имеющиеся в каждом тоннеле. Поезда буквально проталкивают свежий воздух, прибывая к платформам, обеспечивая тем самым пассажиров метрополитена кислородом.

«Вы видите, - обратил мое внимание Владимир Чурляев, - что пыль здесь стоит столбом. А почему? А потому, что через «Звенигородскую» сейчас поезда не ходят. И если мы с вами еще здесь постоим, то совсем ничего видно не будет. Поэтому мы и встали поближе к выходу - оттуда идут потоки свежего воздуха».

Намек я понял.

«Обводный канал»

Наземный вестибюль станции разместится на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала, павильон метро появится на месте нынешнего рынка (бывший кинотеатр «Север» - Лиговский проспект, 155) и 7-этажного здания, оба - постройки 1914 года. Здание кинотеатра является частью неосуществленного авторского проекта 1911 года, по которому предполагалось завершить выезд по Лиговскому проспекту за Обводный двумя доминантами. Прежде здание кинотеатра «Север» считалось объектом культурного наследия, однако в августе 2004 года КГИОП исключил его из списка памятников.

Вестибюль предполагается встроить в комплекс нового здания, сохранив градостроительную идею 1911 года.

Первоначальный проект предусматривал строительство двухъярусной пересадочной односводчатой станции, но, как всегда, для удешевления и ускорения строительства тип станции был изменен на пилонный.

«Волковская»

Наземный павильон будет расположен на пересечении Касимовской и Бухарестской улиц, вблизи одноименной железнодорожной станции. Пятиугольное 4-этажное здание, полностью предназначенное под нужды метрополитена, будет соединено со строящимся торговым комплексом «Волковская».

Первоначально планировалось строительство односводчатой станции, но для удешевления и ускорения строительства проект был изменен - на колонную, а затем на пилонную станцию.

Художественное оформление станции будет посвящено историческо-дорожной тематике. Станция будет украшена мозаичными панно в технике флорентийской мозаики по эскизному проекту Александра Быстрова.

«Спасская»

Будет расположена на глубине 60 метров. Пилонный тип был избран из-за сложной системы переходных тоннелей, шахтных стволов и выработок на глубине залегания станции.

Пилоны подземного вестибюля будут облицованы темно-желтым полированным китайским гранитом. Он будет украшен мозаичными панно с изображением храма Успения Пресвятой Богородицы, взорванного январской ночью 1961 года, и двумя рядами по десять «клейм» с изображениями других разрушенных петербургских святынь.

Название станции выбрано в память о разрушенной церкви, которая в народе именовалась - Спас на Сенной.

Материалы подготовили Михаил Телехов, Петр Орлов, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх