Газета выходит с октября 1917 года Sunday 1 сентября 2024

Бронзовые чудеса

В Мраморном дворце открылась выставка скульптуры

«Солнце и милая Морская, дамы с цветными вуалями, офицеры, студенты, собаки на цепочках, нюхающиеся и визжащие под ногами, экипажи, магазины, все жесты запоминаются, как в фотографии. Солнце, солнце! Как я люблю все это! И книги, и милые старые миры, и грядущий век. И как жалко все это покинуть, а между тем ни почти привязанности, ни любви, и молодость уже уходит. И что впереди? Но покуда бронза отливает при свете свечей, я буду любить жизнь!»

Сегодня в интерьерах среднестатистических квартир бронза встречается далеко не так часто, как в петербургских домах сто лет назад, когда и сделал эту запись в своем дневнике знаменитый поэт Серебряного века Михаил Кузмин.

Скучно живем. Ни бронзовых подсвечников, ни канделябров, ни часов, ни тем более скульптур...

Да и на выставках современного искусства бронзовую скульптуру можно увидеть нечасто. Дело в невостребованности скульптуры малых форм, в отсутствии финансовой поддержки, ведь в отличие от живописца, который даже в самые трудные времена может выкроить средства на холст и краски, скульптор не может позволить себе прикупить мрамора или бронзы: так и разориться недолго.

Тем интереснее выставка «Шаг к бронзе», открывшаяся в Мраморном дворце Русского музея. На ней - произведения пятерых современных московских скульпторов, выпускников Суриковского института Сергея Бычкова, Александра Смирнова-Панфилова, Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Екатерины Казанской.

Они как-то сразу обжили холодноватые в своей совершенной классической красоте залы Мраморного дворца, внесли в это пространство теплоту, юмор, радость.

«Вы ловите мышей?» - «Для развлеченья только!»

Праздник начинается уже на парадной мраморной лестнице.

Поднимаешься по широким, покрытым ковром ступеням на второй этаж и вдруг видишь очаровательную парочку. Публику встречают бронзовые кот с уморительно серьезной мордой и прелестная мышка с бусиками на тонкой шейке. Оба с цветочками. Непримиримые враги по воле скульптора Сергея Бычкова стали лучшими друзьями.

Я искренне советую читателям отправиться на эту выставку с детьми, даже если они совсем маленькие. Им будет что посмотреть - здесь целый зоопарк из бронзы! Вот, например, роскошный «Сфинкс» Екатерины Казанской - лысый кот, похожий на инопланетянина. Он привлекает не только грациозной пластикой, но и выразительным, почти человеческим взглядом. Как не вспомнить строчки Шарля Бодлера о мистических кошачьих глазах: « И в пристальности глаз зеркальных, опаловых и вертикальных, читаю собственный удел».

А как хорош сказочный «Серенький волчок» Сергея Бычкова, больше похожий на доброго пса. Или его же добрый маленький лев, в позе и пластике которого - отголосок древнеегипетских и ассирийских скульптур.

Как сплести кружева из бронзы

В творчестве пятерых московских скульпторов, появившихся на московской арт-сцене в конце 80-х годов, можно уловить влияние не только русской реалистической, но и мировой скульптуры. В бронзовых силуэтах сквозят то кикладские идолы, то выразительная угловатость готики, то бестелесная призрачность Джакометти...

Среди выставленных произведений почти нет абстракций (за исключением очень выразительного «Вечера в Византии» Михаила Дронова). Однако произведения москвичей, к счастью, ни в чем не схожи с распространившимися (и, что удивительно, - востребованными) в последнее время бронзовыми болванчиками, выполненными в гиперреалистической манере.

Все это не значит, что москвичи не в состоянии передать реальность - мастерства, мол, не хватает.

Еще как хватает! В работе Сергея Бычкова «Двадцать лет спустя» поражает не только выразительность образа постаревшей красавицы, которая даже в очках не может разобрать текст в книге, но... ее платье! Каким же нужно обладать виртуозным мастерством, чтобы, работая в бронзе, металле как-никак, суметь передать тонкость и прозрачность ткани, сквозь которую угадывается тело.

А «Кружевной рынок» Екатерины Казанской! Скульптор плетет кружева из... бронзы. И при этом они кажутся такими же воздушными, как и настоящие. Это ли не чудо?

«Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы»

Работы москвичей не только развлекают и восхищают, но и побуждают задуматься.

Вот скульптура Михаила Дронова «Колбаска», созданная в середине 90-х. Это не просто вожделенный и дефицитный некогда продукт питания. Это - «забронзовевшая» колбаса, зазнавшаяся, уверовавшая в свою исключительность. Колбаса как символ сытости и благополучия для одних и воплощение обывательской ограниченности для других.

Зато как милы и трогательны дроновские же «Валенки». Мягкие, уютные, простоватые, они кажутся почти одушевленными.

Мистическим ужасом наполнены небольшие изящные скульптурные композиции Бычкова «Изгнание бесов» и «Поцелуй оборотня». Средствами скульптуры выражено то, что бывает сложно выразить даже словами, - одержимость человека злыми силами, которые исподволь подчиняют себе и неумолимо влекут к гибели.

Невозможно равнодушно пройти мимо «Маленького императора» Геннадия Красношлыкова.

Около «Императора» всегда толпится народ, гадая, кого же именно из правителей хотел изобразить скульптор? Но, думаю, не стоит искать черты конкретного исторического персонажа. Сидящий на высоком детском стульчике крошечный человечек в треуголке - пародия на всех ничтожных людей, волею судеб вознесшихся на вершину власти.

Любовь с первого взгляда

Важно сказать, что все эти скульптуры - из частного собрания Марии Копьевой, президента фонда «Арт-линия». Мария рассказывает, что бронзовая скульптура для нее - это прежде всего любовь, а не способ помещения капитала. Она влюбилась в бронзу еще в детстве, гуляя по улицам Москвы, привычной частью которых давно уже стали андреевский Гоголь на Никитском бульваре и романтический, кутающийся в плащ Пушкин Опекушина на Тверской.

А потом, уже будучи взрослой, Мария увидела на выставке перевернутую голову Шагала, превращенную скульптором Александром Смирновым-Панфиловым в... вазу для цветов. И влюбилась в современную бронзовую скульптору. Потом познакомилась с работами Бычкова, Казанской, Дронова, Красношлыкова. И начала их покупать.

По словам Марии Копьевой, в наши дни (во всяком случае до того, как грянул, словно гром среди ясного неба, экономический кризис) обеспеченные люди только-только начали вкладывать деньги в произведения искусства. Но чаще всего не в современное, для собирания которого нужны вкус, чутье, готовность пойти на риск и, конечно, любовь. Покупают произведения художников, проверенных временем, высоко ценящихся на арт-рынке, хорошо продающихся на аукционах.

Мария же покупает бронзовые скульптуры московских художников потому, что они ей нравятся. Они украшают ее дом. Они стали частью ее жизни, почти членами семьи.

«Меня часто спрашивают, почему я собираю именно бронзу, - говорит Мария. - Потому что это материал живой, трепетный, он светится. И потому, что это - любовь, любовь с первого взгляда».

Прямая речь

Владимир Гусев, директор Русского музея:

- Давно в Русском музее не было такой солидной выставки современной скульптуры. Эта выставка - достойный ответ на часто задаваемый нам в последнее время вопрос: «А не исчезли ли разом все спонсоры и меценаты из-за мирового экономического кризиса?» Теперь мы можем ответить отрицательно и привести в пример эту выставку, устроенную благодаря Марии Копьевой и ее фонду «Арт-линия». Скульпторы демонстрируют живую связь с традициями и русской реалистической скульптуры, и московской школы 60 - 80-х годов.

Мария Копьева, коллекционер, директор фонда «Арт-линия»:

- Наш фонд - новорожденный. И, только-только появившись на свет, он сразу встал на ножки, одной ручкой схватился за Русский музей, второй - за АФК «Система», предложившую финансовую помощь в организации этой выставки.

Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх