Нимфы и фонтаны
вернутся в особняк на Владимирском
Отметить такой солидный юбилей театр собирается не только праздничным концертом, но и открытием отреставрированных залов. Вот уже не один год в здании идет реконструкция. В начале этого сезона была отреставрирована парадная лестница, на очереди - портретные фойе, в которых сейчас кипит работа. В канун юбилея театра прораб Станислав Буйдо согласился устроить для корреспондентов «Вечёрки» небольшую экскурсию по залам, в которых идет реконструкция. Началась она со зрительского фойе, которое пока еще не изменило привычный нам облик.
В следующем году в здание театра вернут фонтаны
- Станислав, говорят, что именно здесь был когда-то зимний сад с фонтанами...
- Да, и фонтаны никуда не делись, они зашиты вот в эти колонны. Сохранилась гравюра с изображением этого зала, на ней видно, что вместо колоннады были чугунные фонтаны до потолка, увитые цветами и растениями.
- И что же, эти фонтаны можно будет увидеть?
- Конечно, директор театра Валерий Градковский хочет вернуть особняку его первозданный вид, насколько это возможно сейчас. Так что, вероятно, здесь снова будут фонтаны. Но это уже в следующем году.
Мы прошли дальше на сияющую, отреставрированную лестницу.
В XIX веке не было таких ярких красок
- Мне кажется, что раньше лестница выглядела более торжественной, тут царил приятный полумрак, а теперь слишком светло и эти зелено-желтые стены какие-то... легкомысленные.
- Это делали не мы, а другая бригада. Мне тоже кажется, что не совсем точно подобраны цвета. Ведь в XIX веке не было таких ярких красок и, хотя цвет был тот же, общее впечатление было более строгим. Сейчас это напоминает мне картинку в журнале «Мурзилка». Но мы постараемся сделать лучше.
Пригнув головы, мы протиснулись в щелочку под стремянкой рабочих и прошли в портретные фойе, где работы идут полным ходом.
Несмотря на кризис, позолоту восстановят
- В этой барочной зале мы под слоями краски на стенах обнаружили старинные обои темно-бордового цвета, а на лепнине оказалась настоящая позолота. Представляете, как это было красиво! Обои мы, конечно, не сможем восстановить, а вот позолоту, наверное, удастся. Правда, это очень дорого, и на время пришлось заморозить реставрацию этой залы, потому что позолота не умещалась в смету. Но уже на днях решение будет принято, и реставрация продолжится. Есть предположение, что в этой зале весь потолок был расписной, но в войну все было утеряно.
Мы прошли дальше, в «розовой зале» рабочие красили лепной потолок.
А вот вместо настоящего орехового дерева будет имитация
- А эта лепнина сделана вами или сохранилась с голицынских времен?
- По документам было установлено, что когда-то здесь потолок был из ореха и декор был ручной работы. Но потом случился пожар, и когда восстанавливали, то сделали уже имитацию под орех, потому что это слишком дорогая и кропотливая работа. И было это сделано еще при купцах. Так что от первоначального интерьера здесь остались только несколько панно и дубовый камин в каминной зале.
Мы вошли в «каминную залу», в которой очень любят фотографироваться зрители в антракте. Роскошный дубовый камин с гербом Голицыных привлекателен не только для зрителей - актеры рассказывали, что, как только кого-то из них приходят снимать для телевидения или газеты, они сразу же ведут корреспондентов к камину. Сейчас герб на камине отсутствует, его отправили на реставрацию.
- Здесь сохранились мраморные подоконники, вот мы их открыли и отреставрировали. Сохранились камин и панно с изображениями библейских сцен. Сейчас мы вам их не можем показать, потому что они на реставрации.
- А вот здесь, у выхода из зрительного зала, было симпатичное крылечко, вы его восстановите?
- Это крылечко было сделано в шестидесятые годы и никакой художественной ценности не представляет. Так что его убрали, вскрыли портал и внутри нашли картину. Мы вызывали специалистов, и те сказали, что это серьезная вещь и что она сохранилась с голицынских времен. Пока ее еще не изъяли, но обязательно будут реставрировать.
Нимфы пострадали из-за Иосифа Виссарионовича
- А зачем же картину зашили в портал?
- Потому что в 1933 году, когда был ремонт этого здания, люди старались спрятать все ценности, специально зашивали их, чтобы сохранить для лучших времен. Когда реставрировали лестницу, то с внутренней ее стороны нашли записку от строителей 33-го года. Они написали потомкам, просили простить их: мол, в стране голод и разруха, все ценности уничтожаются, а мы спасаем, что можем. А мы сейчас возрождаем, что можем.
Но известны и другие, варварские случаи уничтожения. Например, в театре живет такая легенда. В 50-е годы главным режиссером театра был Николай Акимов. В его кабинете на стенах и потолках располагались полуобнаженные нимфы и амуры. Бдительный завхоз не раз пытался повесить на стену портрет Сталина, но Акимов со свойственным ему юмором каждый раз придумывал что-нибудь, чтобы не впустить вождя в кабинет. А однажды нашел все-таки радикальную отговорку: обведя рукой стены кабинета, он сказал: «Ну посмотрите сами, разве можно поместить Иосифа Виссарионовича в компанию таких бесстыжих дам?»
Эта шутка могла бы плачевно закончиться для Николая Акимова, но в результате пострадал не он, а нимфы: когда Акимов вернулся из отпуска, потолки были побелены, легкомысленные красавицы исчезли под слоем белой краски, а хмурый вождь занял свое законное место на стене.
- А реально ли восстановить тех самых знаменитых нимф с амурами?
- А почему же нет? Я уверен, что когда мы снимем краску, то нимфы вернутся на свое место.
Пусть не очень скоро, но нас ожидает возможность увидеть особняк на Владимирском почти в том виде, в каком он когда-то был построен. Будем ждать.
Виктория АМИНОВА, фото автора
Важно: Правила перепоста материалов