Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Петербург для пожилых

Подробно об учреждениях и услугах для горожан старшего возраста

По данным комитета по труду и соцзащите, каждый четвертый житель Петербурга - пенсионер. Пенсионеры - совершенно особенный народ. Именно они отличаются активной жизненной позицией, именно они стремятся работать, пока хватает сил, - недаром каждый третий пенсионер в Петербурге продолжает трудиться, несмотря на заслуженное право на отдых. Это люди, всю свою жизнь добросовестно работавшие на благо не только себя и своей семьи, но и нашего города, нашей страны - и потому имеющие право на ответную заботу. Петербург делает все возможное, чтобы стать городом, комфортным для проживания горожан «в возрасте». Правда, сами пенсионеры зачастую об этом и не догадываются - а ведь социальные услуги сейчас доступны в каждом районе. Сегодня расскажем об этом подробно.

Где получить ответы на тысячи вопросов, знает Информационно-справочная телефонная служба по вопросам социальной защиты населения

Выйдя на пенсию, человек нередко теряется. Теоретически он представляет, что помимо непосредственно денежных выплат он, как пенсионер, имеет право на многое. Но как и где об этом узнать? Раньше при возникновении каких-либо вопросов горожанам приходилось обзванивать десятки контор, а в некоторые - еще и приходить лично. Теперь необходимости в этом нет. С 2001 года в Петербурге действует ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СЛУЖБА ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

- Наши специалисты могут дать любую консультацию по любому социально-правовому вопросу, - рассказывает руководитель службы Любовь Рощупкина. - Правда, если к нам обращаются по поводу тонкостей начисления пенсий, мы обычно советуем звонить в Пенсионный фонд - там своя специфика. Но на общие вопросы о системе социальной помощи, специальных организациях, о правах граждан наши консультанты отвечают с полным знанием дела.

- Насколько я понимаю, для этого требуется весьма высокая квалификация...

- Да, и наши сотрудники ее имеют. Кроме того, им в помощь - созданная при нашем центре и постоянно обновляющаяся база данных с ответами на 3,5 тысячи вопросов. Она включает в себя множество специализированных подразделов - от правил предоставления земельных участков или права на льготный проезд до особенностей социального обслуживания граждан различной категории, бесплатной юридической помощи, адресов почтовых отделений и каких-нибудь «текущих» вопросов. Многие ответы на эти и другие вопросы можно найти на нашем сайте iss.ktsz.spb.ru .

- К вам могут обращаться только пенсионеры?

- Ну что вы, нет. Любой горожанин имеет право позвонить нам и задать вопрос. Даже если мы сами не сможем на него ответить, обязательно подскажем, куда по этому поводу обратиться. В информационно-справочной службе установлен многоканальный телефон, по которому гражданина  автоматически соединяют с первым освободившимся консультантом. Поток вопросов велик, и поэтому ожидать ответа оператора, к сожалению, приходится долго, иногда по полчаса. Причем «часа пик» практически не существует: люди звонят с утра до вечера. В октябре на каждого консультанта пришлось в среднем около 2,5 тысячи (!) бесед.

- Люди на ожидание жалуются?

- Бывает, но кое-что скоро изменится. Сейчас в информационно-справочной службе работают 20 консультантов. В ближайшее время их число вырастет еще человек на 10 - и это вполне оправданно, так как нагрузка в последнее время резко выросла.

Начальник справочной службы позволила мне посидеть рядышком с одной из своих сотрудниц  - Людмилой Бровкиной, и я поняла, что с такой работой явно бы не справилась. Буквально за 15 минут она пообщалась с семью собеседниками и рассказала, почему в прошлом месяце доплата к пенсии оказалась меньше, чем в предыдущем; имеет ли право пенсионерка на компенсацию расходов на проезд; как и куда обратиться за ежемесячными денежными выплатами; как оформить бесплатный проезд в метро и пособие на ребенка; как добиться операции для матери, если она живет в другом городе... Причем все подробно, с указанием адресов, дней и часов приема по тем или иным вопросам, со ссылками на названия и номера нормативных документов, которые гражданам надо знать для написания соответствующих заявлений.

Держать в памяти такой объем информации невозможно. Но Людмила Вениаминовна умело пользовалась уникальной базой данных своей службы.

Естественно, не всегда и не у всех консультантов такие беседы проходят гладко. Однако в службе есть возможность немедленно гасить любые конфликты. Дело в том, что абсолютно все разговоры по телефону записываются и хранятся в оперативном доступе. При мне руководителю центра пришлось заниматься одним из таких недоразумений: женщина жаловалась, что пять раз дозванивалась и не получала полного ответа на свой вопрос. Как оказалось, в информационно-справочную службу она звонила с рабочего телефона - и каждый раз при появлении начальства клала трубку, не дожидаясь окончания беседы. А в очередной раз ее связывали уже с другим консультантом, и все приходилось повторять сначала.

Информационно-справочная телефонная служба предоставляет следующие данные:

 о государственных учреждениях, оказывающих социальные, медицинские, образовательные, культурно-бытовые услуги, включая данные об адресе, функциях, услугах, времени приема граждан;
 о государственных и муниципальных органах власти, в том числе администрации Санкт-Петербурга, отраслевых комитетах, территориальных управлениях административных районов, Законодательном собрании, органах местного самоуправления, включая подробную информацию об управлениях и отделах органов исполнительной власти;
 о государственных внебюджетных фондах, таких, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования;
 о крупнейших общественных объединениях и организациях, включая информацию об их местонахождении, телефонах, ф. и. о. руководителей;
 о льготах, предоставляемых гражданам в соответствии с федеральными законами, включая название и номер нормативного акта; перечень льгот; порядок их получения;
 перечень документов, необходимый для оформления их получения; порядок получения этих документов; сведения об организациях, обеспечивающих получение этих льгот;
 о перечне социальных услуг, которые могут получить различные категории населения, включая их виды и формы, а также - в случаях, если услуги платные, - об их стоимости; сведения об организациях, оказывающих эти услуги, их местонахождении, времени работы;
 о материальной помощи, оказываемой жителям Санкт-Петербурга, включая информацию о категориях граждан, имеющих право на льготы; о размерах материальной помощи;
 об обжаловании действий лиц, обязанных по закону предоставлять те или иные услуги;
 о реабилитационных услугах, предоставляемых различным категориям граждан, включая информацию о перечне услуг, их видах и формах; об организациях, предоставляющих эти услуги, их местонахождении, времени работы и др.;
 о ремонте специализированных автотранспортных средств, технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, включая информацию об организациях, оказывающих эти услуги; о стоимости различных видов услуг; о правах на их бесплатное получение;
 об организациях и предприятиях, обеспечивающих предоставление льгот, в том числе коммунальных;
 о трудоустройстве инвалидов;
 о минимальной оплате труда; о прожиточном минимуме в Санкт-Петербурге;
 о правах потребителей, телефонах доверия;
 иную информацию по вопросам социальной защиты населения.

Кроме того, граждане, получающие пособия, компенсации, социальные выплаты  от органов социальной защиты населения, могут получить в справочной службе сведения о составе выплачиваемых им сумм. Правда, эта информация - конфиденциальная. Она предоставляется только при личном обращении в службу и при условии сообщения личных данных - например, номера паспорта, полной даты рождения и других.

Информационно-справочная телефонная служба работает ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 8.30 до 17.20, в пятницу - до 16.00. Телефон 334-41-44. Сайт службы: http://iss.ktsz.spb.ru.

Материалы подготовила Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ и автора

↑ Наверх